Томская писаница

Историко-культурный и природный заповедник «Томская писаница» основан в 1988 году  Постановлением  Совета Министров РСФСР от 15 февраля 1988 года. Он располагается на площади 140 гектаров лесопарковой зоны на правом берегу реки Томи в деревне Писаная Яшкинского района. Основу музея составляет древнее святилище «Томская писаница».

Томская писаница – уникальный памятник мировой истории и истории народов Азии, памятник наскального искусства и культуры конца каменного века, эпохи бронзы и раннего железа.

Первые сведения о рисунках на реке Томи появились в начале 17 века. С тех пор интерес к писанице не ослабевал. С научной целью скала впервые была обследована Д.Г. Мессершмидтом и Ф.И. Страленбергом (Таббертом) в 1721 году. Описание писаницы опубликовано Страленбергом в Стокгольме в 1730 году. В 18 веке Томскую писаницу обследовали участники Северной экспедиции Витуса Беринга. В разные годы ее посещали и описывали академики Г.Миллер, И.Гмелин, Я.Линденау, Г.Стеллер, И.Фишер, С.Крашенинников.

Многие рисунки Томской писаницы отличаются высоким мастерством исполнения. Это настоящие шедевры древнего наскального искусства, полные своеобразной красоты, передающие не только форму животного, но и значительно больше – звериную душу, боль умирающего животного, настроение: скачущий олененок, лось с гарпуном в спине, звери, попавшие в петлю.

На Томской писанице около 280 изображений. Это лоси, антропоморфные фигуры, личины, солярные знаки, медведи, птицы и лодки. Святилище возникло в конце неолита (последняя эпоха каменного века). Самые ранние рисунки относятся к концу 4 – началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Более поздние – к эпохе бронзы, к железному веку – 1-е тысячелетие до н.э.

Люди конца каменного века занимались охотой, рыболовством. Это нашло отражение в наскальном искусстве. Среди рисунков преобладают изображения лосей. На Томской писанице показаны все способы охоты: с петлей, с копьем, животные, пораженные стрелой и попавшие в загон. Отдельно показана уникальная сцена загонной охоты. Лоси были не только объектом охоты, но и поклонения, символом жизненных сил и мощи.

Основная группа древних изображений сохранилась в верхней части камня. Большинство рисунков – это фигуры лосей, которые идут слева направо, как бы поднимаясь в гору. По краям на камне выбиты круги; в середине, вверху, внизу и справа изображены антропоморфные фигуры. Верхний карниз был композиционным центром всего святилища.

На Томской писанице изображены несколько жизненно важных для людей сцен. Это магические и реалистические сцены размножения зверей, символы удачной охоты, картины, передающие представление о родстве человека и животных и силе колдовской магии.

Большая группа изображений посвящена сценам размножения животных. Часто в этом деле участвует антропоморфное существо, дух – покровитель рода.

Вторая большая группа изображений относится к эпохе бронзы, ко 2-му – началу 1-го тысячелетия до н.э. Изображения эпохи бронзы отличаются по технике и стилю от более ранних изображений.  Это прошлифованные и прочерченные рисунки. Среди них выделяются олень-солнце, танцующие птицелюди, таинственные личины. Очевидно, это образы не реальных людей, а духов-предков.

Уникальными являются изображения антропоморфных фигур с птичьими конечностями и клювом, крылатого оленя-солнца с огромной сияющей головой.

На скалах много рисунков, изображающих сцены охоты. Некоторые из них условны и больше похожи на символические атрибуты охоты:   петли, наконечники стрел. Многие, наоборот, реалистически передают не только само действие, но и страдания умирающего зверя.

В центре скалы выбит убегающий лось, за которым гонится тощая собака с пушистым хвостом и оскаленной пастью. Она хватает лося за ноги.

Необыкновенно искусно выбиты изображения птиц. Своеобразным символом писаницы стало изображение совы.

Особый интерес представляют стилизованные рисунки лодок. Лодка была связана с  повседневной жизнью человека. Однако известно и совсем другое назначение лодок. У многих народов мира с лодкой связано представление о путешествии умерших сородичей по «реке смерти» в «страну мертвых», то есть в потусторонний мир.

Томская писаница – это уникальное древнее святилище Северной Азии. Оно было культовым центром  большой группы народов Западной Сибири на протяжении многих веков. Внизу под рисунками находится каменная площадка. На ней собирались участники мистерий, проходили праздники. Они проводились в честь весеннего пробуждения природы, в честь солнца, удачной охоты. В них прославлялось лесное плодородие, единство человека с природой. Праздники включали в себя три основных действия: ритуальные танцы, эпические сказания и создание изображений, которые тут же наносились на скалу.

Древнее искусство писаницы обладает особой притягательной силой, эстетическими принципами, символикой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector