Базовая коммуникативная стратегия американского политического дискурса и составляющие ее тактики

Анализ политического, как и любого другого институционального вида дискурса, основывается на рассмотрении осознанности использования тех или иных языковых единиц и приемов. Иными словами, основным в таком анализе является вопрос, каким образом речевое поведение субъекта коммуникации, а именно использование им специально подобранных комбинаций языковых единиц, способно оказывать воздействие на объект коммуникации. Исследования в этой области обращаются к прагматическим аспектам языка и лежат на пересечении нескольких смежных по отношению к ним областям науки, таким как семиотика, психология и психолингвистика, теория нейро-лингвистического программирования, культурология и др.

Существует множество определений дискурса, обобщая которые можно сказать, что дискурс – это вербализуемый, погруженный в ситуацию общения и неотрывный от нее текст, в его становлении перед мысленным взором интерпретатора. Дискурс состоит из предложений или их фрагментов, а содержание дискурса часто, хотя и не всегда, концентрируется вокруг некоторого «опорного» концепта, или «топика дискурса».

Политический дискурс — это совокупность дискурсивных практик, идентифицирующих участников политического дискурса как таковых или формирующих конкретную тематику политической коммуникации.

Любой дискурс, а в особенности политический, по своему характеру направленный на внушение, учитывает систему взглядов потенциального интерпретатора с целью модифицировать намерения, мнения и мотивировку действий аудитории. Именно для достижения этой цели политику необходимо умело придерживаться основной коммуникативной стратегии дискурса, а так же умело сочетать тактики, включая их в состав этой стратегии и таким образом дополняя и модифицируя ее для достижения конкретных собственных целей.

Речевая стратегия – это комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели… Это когнитивный план общения, посредством которого контролируется оптимальное решение коммуникативных задач говорящего в условиях недостатка информации о действиях партнера. Речевой тактикой же следует считать одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии.

Все речевые тактики и стратегии делятся на две группы – семантические и прагматические. К семантическим относятся стратегия убеждения и стратегия дискредитации, а к прагматическим – эмоционально- настраивающие стратегии и стратегия самопрезентации.

Статистический анализ использования коммуникативных стратегий и составляющих их тактик в американском политическом дискурсе показал, что самыми частотно употребляемыми являются семантические стратегии убеждения, основанные на апелляции к фактам и рациональности. Коммуникативные стратегии дискредитации, эмоционально-настраивающие прагматические стратегии, использующие тактику комплимента и стратегии самопрезентации обычно не являются основой политического обращения и выявляются лишь на уровне составляющих их тактик и коммуникативных ходов.

Данные статистического анализа и анализа структуры единиц политического дискурса (речей политиков) позволяют нам выделить обобщенную модель базовой коммуникативной стратегии американского политического дискурса — семантической речевой стратегии аргументированного убеждения со смешанным набором тактик и коммуникативных ходов, которую составляют тактика аргументированного убеждения и тактика самопрезентации. Комплимент и издевка включаются в эту стратегию на уровне коммуникативных ходов – комплимент в тактику аргументированного убеждения, чтобы заведомо обеспечить положительный отклик аудитории, а издевка — в блок микроролей самопрезентации для создания контраста имиджей и «отстройки» от политических конкурентов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector