ERP (система планирования ресурсов предприятия) – интегрированная система на базе ИТ для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия (значимые физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы).
Цель системы – содействие потокам информации м/у всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри предприятия и информационная поддержка связей с другими предприятиями.
Функция системы – в основе ERP системы лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия.
Элементы ERP системы:
1. Модель управления информационными потоками (ИП)
2. Аппаратно-техническая база и средства коммуникаций
3. СУБД, системное и обеспечивающее ПО
4. Набор программных продуктов, автоматизирующих управление ИП
5. Регламент использования продуктов
6. IT – департамент и обеспечивающие службы
7. Собственно пользователи программных продуктов
Основные функции ERP системы:
1) Ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для их изготовления
2) Формирование планов продаж и производства
3) Планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объем поставок для выполнения плана производства продукции
4) Управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов
5) Планирование производственных мощностей от укрупненного планирования до использования отдельных станков и оборудования
6) Оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет
7) Управление проектами, включая планирование этапов и ресурсов
Достоинства ERP системы:
- Применение ERP системы позволяет использовать одну интегрированную программу вместо нескольких разрозненных
- Единая система может управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой, выполнение счетов-фактур и бухгалтерским учетом.
Недостатки:
- Недоверие владельцев компаний высокотехнологичным решениям, в итоге – слабая поддержка проекта с их стороны, что делает осуществление проекта труднореализуемым
- Сопротивление департаментов в предоставлении конфиденциальной информации уменьшает эффективность системы