С.А.Ширвани как продолжатель традиции Г.Закира

Автор: Агазаде Ядулла Бабир оглу

Заслуга С.А.Ширвани в развитии азербайджанской поэзии XIX века значительно велика. Он отличается своеобразной заслугой, как в развитии поэтической, так и педагогической мысли Азербайджана. В творчестве С.А.Ширвани, которого считали Физули своего времени и который своими любовными газелями лелеял души людей, есть много нюансов, связывающих его с Г.Закиром и М.Ф.Ахундовым. Это, прежде всего, происходит от восприятия жизни, мира, от гражданской чести, от национальной любви, которая не может быть безразличной к горю народа, нации. Творя в сфере просветительско-реалистической литературе Г.Закир и М.Ахундзаде были примером для мастеров их времени, а также художественным силам, идущими после них. Надо признать, что появление первых образцов в сфере просветительского реализма, в том числе и деятельность Г.Закира в сфере создания просветительско-реалистической сатиры продолжались и развивались в творчестве М.Ф.Ахундова и С.А.Ширвани. Правда в том, что против общественных невзгод Г.Закир больше всего боролся со своими стихами. Еще больше развиваясь в творчестве С.А.Ширвани, это качество, позволяется придти к выводу, что все беды возникают именно из-за невежества и забитости. С уверенностью можно сказать, что именно в сатирическом мире С.А.Ширвани впервые проясняется понятие невежества, все элементы трагических судеб и общественно-социальных событий начинают проявляться как процесс. Только после этого, после такого приготовления М.Джалил обобщает невежество на уровне «традиционного омертвения».

Широкое употребление просветительской сатиры в творчестве С.А.Ширвани, сатирическое настроение и в памфлетном творчестве, и в просветительско-дидактических стихах, и в стихотворных рассказах и баснях поэта довольно сильны. Временами эти вопросы привлекали внимания азербайджанских ученых, и они показывали свое отношение к творчеству, особенно к сатирическим стихам поэта.

Следует подчеркнуть, что С.А.Ширвани, неустанно пытаясь провести в жизнь алфавитную реформу, хотел внедрить новые методы образования, чего не смог сделать М.Ф.Ахундов, и при этом он резко критиковал старые, традиционные методы обучения:

Довольно ученья «Гурбати-муш», Пришла пора хвалы «Лейли и Меджнуна»

Подойдя к вопросу с этой точки зрения можно разделить сатирические стихи поэта на две основные группы:

1. Сатиры, адресованные на конкретные лица и написанные в памфлетном настроении.

2. Сатиры, написанные в просветительском настроении.

Первое направление можно подробно увидеть и в сатире Г.Закира. Памфлеты «В памфлет Насреддин шаха», «К Султану Хади», «К Гасану Кара Хади», «Хумайини памфлет», «В памфлете Абид эфенди», «К Арабу Эфендизаде Махмуду эфенди», «Об Ахунде Муллы Мамедгасане из Саляна», «К кази Гаджи молле Магомед Меликкендли» С.А.Ширвани больше писал на индивидуальные темы, нежели общественные, но на фоне действия образов в каждом своем стихотворении он добился раскрытия характеров сатирических типов. Прочитав поэтическую характеристику поэта можно увидеть достаточно много сатирических оттенков в разоблаченном типе. С большой иронией показывая невежество, забитость противоположной стороны, поэт знакомит их с народом, показывает их истинные лица. С этой точки зрения довольно интересен написанный поэтом памфлет с обращением «К Гасану Кара Хади».

Из истории «Экинчи» хорошо известно, что возражение газеты против традиции рассечения голов в месяц мухаррем, в день Ашуры Гасан Кара Хады из Карабаха воспринял очень грозно и пытался унизить газет и ее сотрудников во главе с К.Зардаби». В следующих насмешливых и иронических строках памфлета, которые были написаны С.А.Ширвани в ответ на поведение Гасан Кара Хады, полностью раскрывается его критическое отношение: В своем обращении к неугомонному, злонамеренному Гасану Кары, не засыпавшего ни под какую колыбель и продолжавшего свое нападение на «Экинчи», требующего закрытия газеты, поэт писал:

С божьей помощью придет и твой час,
Надень саван, разбей голову, пролей слезу, будь в трауре
Пусть люди скажут во имя Аллаха
Хади снова поднял суматоху!
Братец, никто ж не удержал тебя,
Душа твоя, тело твое, куча твоя, глава твоя.
И собрались все посмотреть на златоглавого тебя,
И молвит, будь горд, Хади, взглянувши ты на них.

Если внимательно исследовать, то не трудно увидеть, что и в своих памфлетах, имеющих индивидуальный характер, поэта очень беспокоит невежество, забитость и отсталость. Больше всего поэта гневит то, что невежде неведомо его положение, ситуация, а неграмотный считает ученого недостойным внимания и смотрит на него свысока. Это наиболее характерно для сатиры «К неграмотным, осуждающим ученых». Не терпевший оскорбления по отношению к людям науки, искусства С.А.Ширвани, сатирическим кнутом проведя через сито людей – «жителей тьмы», пытается показать всем и каждому свое место:

Больше всего меня тошнит от шашлыка
Ибо мясник, раскрыв уста, судачит про ученого!

Долгое время марксистско-ленинский научный подход в творчестве поэтов-классиков раскрывал критику, разоблачение духовных лиц, религиозных догм, исламской религии, не научными анализами старался назвать их чуть ли не атеистами. В этом «научном подходе» С.А.Ширвани занимает своеобразное место. Но даже самое простое исследование доказывает неправдоподобность такого подхода. С.А.Ширвани во многих своих сатирах, особенно в стихотворных рассказах «Молитва в честь умершего пса», «Возвращение муштяхида с учебы», названия которых больше всего склонялись в учебниках советского времени, в действительности раскрывал не основы религии, а возвышал знак протеста против шарлатанов, людей, которые под занавесом религии понижали значимость религии, Ислама, против плутовства, невежества и забитости. Если было бы не так, то в сатире «Кубинским муллам и расточителям мечети» он не осуждал бы грабителей мечети:

Эй ты, сошедший с пути истинного, сукин сын!
Зачем опустошил ты божий дом, сукин сын?
Иль больше не по силу тебе Кербала,
И в коем веке подвергся случай для тебя, сукин сын?
Взгляни чего добился ты, ах сукин сын,
Опустошив тот храм господний?

В его сатирах критикуются люди, которые известны своими злыми поступками, он считает, что они не достойны называть себя лицами духовенства, что доказывают своими грешными поступками. Общество развивается, люди усваивают тайны науки, сегодня люди ищут убежище на космосе, дают сведения о луне и звездах. А вероломство, невежество, забитость остаются неизменными. Зло как было вчера, так и остается неизменным. Всегда были и будут люди, ищущие подходящего момента, удобного случая. Мудрые, сообразительные люди всегда замечают таких, и их поступки вызывают возражение, иронию и насмешку. Они становятся целью сатирического смеха. Сатиры С.А.Ширвани «О новых беках Ширвана», «Памфлет Шемахинских беков» имеют большое значение тем, что здесь раскрывается истинное лицо людей, ищущих подходящий момент, удобный случай и тщеславных людей. З.Аскерли в произведниях «Сеид Азим Ширвани» справедливо говорит, что «Памфлет Шемахинских беков» по содержанию является продолжением произведения «О новых беках Ширвана».

Можно привести много таких примеров. Еще одной характерной особенностью сатиры С.А.Ширвани является то, что, как и у Г.Закира, все они легкочитаемы и написаны простым народным языком. Все это дает знать о том, что у них обоих было одинаковое мировоззрение, они были близкими к народу и его горю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector