Формы кооперации по закупу и сбыту, их сущность и основное содержание.

Торговые предприятия, осуществляя торговые процессы и распределение  товаров, сталкиваются с множеством проблем экономического, финансового и хозяйственного характера. Они вызваны недостатком денежных средств, отсутствием инвестиций, инфляционными явлениями, связанными с переходом крынку, и др. В силу этого отдельные проблемы предполагается решать с помо­щью кооперации.

Под кооперацией понимается объединение двух и более предприятий в целях взаимовыгодного решения задач торго­вой деятельности.

Признаками кооперационного объединения являются:

  • обоюдная заинтересованность и использование потенциальных возможностей в проводимой работе;
  • правовая и хозяйственная самостоятельность кооперирующихся предприятий;
  • совместное планомерное и комплексное воздействие на объек­ты кооперации;
  • обозначенные результаты от кооперационной деятельности.

К перспективным сферам кооперации можно отнести:

  • маркетинговые исследования состояния  рынка и про­гнозы его развития;
  • расширение доли оптового или розничного рынка;
  • закупочная деятельность;
  • область складского хозяйства;
  • область транспортного хозяйства;
  • сбытовая деятельность.

В зависимости от партнеров по кооперации различают горизон­тальную и вертикальную формы кооперации.

При горизонтальной кооперации сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяй­ственной ступени: предприятия товаропроизводителей; предприятия оптовой торговли; мелкооптовые предприятия, при вертикальнойпредприятия с различной хозяйственной деятельностью: товаропро­изводители и оптовая торговля; оптовая торговля и розничная тор­говля; оптовая торговля и кооперативная торговля.

Горизонтальная и вертикальная кооперация, партнерское сотрудничество и связи показаны на рис.1.

Горизонтальная кооперация ориентирована, прежде всего, на за­купочную и сбытовую деятельность. Участники кооперации — опто­вые предприятия — передают заявки на необходимые товары голов­ному оптовому предприятию, которое суммирует их и общий заказ направляет производителю для поставки товаров. В результате заку­паются большие объемы товаров по более выгодным ценам, что при­носит определенную выгоду скооперированным предприятиям. В рамках горизонтальной кооперации используются услуги оптовых рынков и торговых домов, которые относятся к центрам оптового товароснабжения и сбыта продукции. В первую очередь товарами обеспечиваются малые и средние оптовые торговые предприятия, а также мелкооптовая торговля. Зачастую благодаря кооперации этим предприятиям удается упрочить свои позиции на рынке.

Возможности и диапазон вертикальной кооперации значительно шире, чем горизонтальной, поэтому необходимо более подробно рас­смотреть эту форму кооперации. Кооперационные объединения пред­приятий оптовой и розничной торговли, именуемые в Западной Европе добровольными торговыми цепочками, базируются на сов­местно выработанной стратегии действий на рынке сбыта. Доброволь­ные цепочки в зависимости от организационной структуры бывают двух-, трех- и четырехступенчатыми. При двухступенчатой органи­зационной структуре предприятие оптовой торговли кооперируется с несколькими розничными торговыми предприятиями, при трехсту­пенчатой — сотрудничают головная организация, несколько предпри­ятий оптовой торговли и их партнеры из числа розничных торговых предприятий, при четырехступенчатой — международная организа­ция, национальные головные организации, предприятия оптовой и розничной торговли. Крупные добровольные цепочки в международ­ной торговле являются в основном четырехступенчатыми.

Предприятия оптовой и розничной торговли, вступившие в добровольную цепочку, осуществляют совместно ряд функций:

  • закупка товаров головной организацией на отдельных рын­ках и поставка их на основании заказов розничным торговым пред­приятиям;
  • модернизация магазинов розничной торговли за счет средств участников кооперации;
  • ведение бухгалтерской и статистической отчетности;
  • разработка мероприятий по снижению транспортных расходов;
  • проведение рекламных мероприятий.

Торговые предприятия, выполняя совместные функции в рамках добровольных цепочек, остаются самостоятельными юридическими лицами.

При осуществлении закупочной деятельности в горизонтальной и вертикальной кооперации используются следующие системы оп­товых закупок: 1) распределительная системазакупочное объединение покупает за собственный счет товары, берет их на хранение на склад коопера­тива и оттуда распределяет среди его членов согласно заказам; 2) система генерального договоракооператив заключает с постав­щиком договор на определенный объем товаров и организует в целях снижения транспортных затрат доставку от производителя непосред­ственно участнику;  3) система прямых поставокучастники кооператива от собствен­ного имени заказывают за его счет товары, которые поступают им от производителя (поставщика).

При всех вариантах закупки счета поставщиков оплачивает ко­оператив, его члены оплачивают за поступившие товары головной ор­ганизации объединения по инкассовому требованию-поручению. Здесь особое внимание обращается на надежность членов коопера­тива с позиций финансовой устойчивости и выполнения договорных обязательств.

Вертикальная кооперация между производителем и торговым предприятием может быть организована в виде представительств, сбытовых объединений и франчайзинга.

Представительстваэто обособленные подразделения промышленных предприятий, которые осуществляют, сбыт продукции на основе исключительного права. Они могут наряду с продажей выполнять гарантийное обслужива­ние продукции и поставлять запчасти.

Сбытовые объединения орга­низуют сбыт товаров между производителями и предприятиями тор­говли на основе договоров.

Франчайзинг это форма системы сбы­та, которая в западноевропейской торговле осуществляется на ос­нове концепции маркетинга, разрабатываемой головной организа­цией кооперационного объединения. Согласно договору франчай­зинга лицензиар (организатор франчайзинга) предоставляет своим партнерам (лицензиатам) лицензию на создание самостоятельного предприятия под маркой лицензиара. При этом партнеры имеют право собственности на фирменное наименование, ноу-хау, а также могут организовывать закупки, обучать персонал, проводить рек­ламу. В обязанности лицензиата входят сбыт товаров и оплата услуг, оказываемых лицензиаром.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector