Формирование товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли.

Основными факторами формирования торгового ассортимента являются:

  • Спрос потребителей. Удовлетворение покупательского спроса является глав­ной целью формирования товарного ассортимента. Он должен не только об­служивать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам с учетом натурально-вещественной структуры. На основе изучения спроса принимаются решения, что закупать и предлагать клиентам, в каком объеме и ассортименте. Вместе с тем на процесс формирования товарного ассортимента влияет также и характер проявления спроса. С этой точки зре­ния выделяют: спрос, не допускающий замены одного товара другим (наблю­дается при покупке товаров с учетом строгих технических требований, стан­дартов; как правило, для профессионального использования при производ­стве высококачественной продукции); спрос, допускающий замену товаров пос­ле ознакомления с полным ассортиментом товаров; наблюдается, например, в оптовой торговле «cash & carry»); импульсивный спрос- спрос, формирую­щийся под влиянием товарного предложения (при покупке одного товара по­является желание приобрести сопутствующий ему товар; например, при по­купке пальто — приобретение шарфа, перчаток).
  • Возможности изготовителей и поставщиков. Принимаются во внимание до­ступность использования необходимой сырьевой базы, соответствие техно­логических возможностей производителей обеспечению требуемого уровня ка­чества продукции, наличие достаточных материальных и финансовых ресур­сов для производства разнообразных товаров, их закупок в других странах, а также уровень и соотношение цен на них.
  • Специализация предприятия торговли. В процессе создания торгового пред­приятия принимаются такие важные для последующей деятельности марке­тинговые и логистические решения, как выбор ассортимента, целевого рынка, зоны обслуживания и места размещения предприятия. Эти вопросы тесно вза­имосвязаны и правильный выбор лежит на стыке всех этих интересов. Опре­делив специализацию, предприятие строит на этой основе свою ассортиментную политику.
  • Достижения научно-технического прогресса. Позволяют предприятиям до­биваться изготовления продукции, основные потребительские параметры ко­торой соответствуют требованиям самых разнообразных групп покупателей.
  • Каналы товародвижения и сбыта. Особенности производства, обращения, транс­портировки, потребления товаров оказывают влияние на выбор канала товародвижения и сбыта. Отдельные виды ресурсов, как правило, доставляются напрямую—от производителя непосредственно потребителю, минуя посред­ника, другие — требуют косвенного сбыта через сеть посредников. Отлаженность этих каналов, время прохождения через них материальных ресурсов, надежность и эффективность работы всех участников логистической цели при их прохождении—всё это оказывает влияние на выбор тех или иных ассорти­ментных позиций.
  • Материально-технические возможности торгового предприятия. В выбо­ре форм и методов взаимоотношений между торговым предприятием и потре­бителями решающую роль играют такие факторы, как наличие складских пло­щадей, их пропускная способность, размер торговых площадей, наличие со­ответствующего складского и торгового оборудования, материальные возмож­ности и опыт в организации обслуживания потребителей и пр. Исходя из тех условий, которыми располагает предприятие, и осуществляется выбор ассор­тимента.

Особенности формирования ассортимента возникают при специальных видах торговли: в магазинах для людей с определенным стилем жизни (портфельный подход) и на других целевых рынках, при торговле с лотков и тележек, о условиях внемагазинной торговли (типа «один на один»), при продажах через автоматы.

Практически неограниченный ассортимент товаров в своем классе начинают предлагать виртуальные магазины в сети Internet. При этом складские запасы в торгов­ле могут быть сведены к минимуму, а товар, при необходимости, доставляется от произ­водителя с использованием методов маркетинговой логистики. Как пример такого мага­зина можно привести немецкий виртуальный книжный магазин. Покупатель по каталогу (сайт в Internet) может выбрать практически любую книгу, которая компьютерным мето­дом тут же печатается в мини-типографиях и направляются ему.

Ассортимент информационных продуктов (программы), предлагаемых виртуаль­ными магазинами, фактически неограничен. Отсутствующие на сервере данного магази­на программы легко могут быть перекуплены с сервера другого виртуального магазина и перекачаны по сети.

В связи с быстрым развитием технологий многие товары (особенно в области высоких технологий) поступают на рынок до их общественного осознания. Поэтому го­ловные партии таких товаров могут быть нерентабельны, но их присутствие в ассорти­менте имеет стратегическое  значение для формирования новых рынков. Аналогичная ситуация с ассортиментом возникает и при освоении развивающихся рын­ков, где товары начинают «вторую жизнь». Для формирования и упорядочения ассорти­мента широко применяются специальные компьютерные программы универсального типа (бизнес-объекты), а для его материального поддержания в реальном примени все более успешно внедряются методы маркетинговой логистики.

Покупатель (потребитель) как главное лицо во взаимоотношениях «продавец — клиент» должен ощущать по отношению к себе постоянное внимание. Поэтому, не боясь повториться, следует отметить принципы формирования товарного ассортимента, ис­ходя из обеспечения максимального удобства для покупателя:

  • Рентабельность. Любой рентабельный товар, пользующийся спросом у по­требителя, должен быть предложен.
  • Взаимоувязанность. Наличие соответствующих товаров вызывает необходи­мость наличия и ряда других товаров.
  • Стабильность. Клиент должен найти в магазине то, что он находил ранее.

Таким образом на формирование ассортимента влияет ряд факторов, которые необходимо учитывать при организации работы и поставки консервов в торговую сеть.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector