Этапы развития менеджмента качества

Развитие рыночных отношений, интеграционные процессы, протекающие в мире, требуют существенной модернизации российской системы высшего профессионального образования (ВПО). Присоединившись в 2003 году к Болонской декларации о создании единого европейского пространства в области высшего образовании, Россия взяла на себя обязательство привести систему ВПО в соответствие с общеевропейскими стандартами и нормами. Это ставит перед ВПО ряд глобальных проблем, связанных с коренными изменениями философии российского образования и сложившимися традициями.

Сегодня существует два основных подхода к рассмотрению проблем качества подготовки специалистов и самого понятия качества высшего образования. Первый подход основан на понимании образования как общественного блага, как механизма социализации личности, системы накопления и ретрансляции нравственно-ценностных установок обществ, сохранения ментальности, воспроизводства социальной структуры. Такой подход к образованию как к воспитанию духовно-нравственных основ, а не только как к формированию компетенций и знаний, традиционен для России. Вуз воспринимается как социальное сообщество людей, объединенных сознательной целенаправленной деятельностью по формированию (производству) компетентных профессионалов.

Другой подход основан на представлении о качестве образования как о подготовке конкурентноспособного рыночного продукта – выпускника. Такой подход близок европейскому пониманию качества образования.

Присоединение РФ  к странам Болонской конференции требует  при создании системы контроля качества образования ориентации на западный менеджмент качества.

Теория управления качеством возникла не  сегодня. Первая система управления качеством ассоциируется с именем Ф. Тейлора (F. Teylor, 1905), который  связывал проблемы неэффективной работы предприятия с плохой обученностью рабочих. Он обратил внимание на необходимость учета изменчивости производственного процесса  и предложил вести контроль изменчивости и, по возможности, осуществлять своевременное устранение возникающих изменений. Тейлор определил механизм управления качеством  отдельного изделия: он установил требования к качеству изделий  в виде верхнего и нижнего предела качества; ввел систему мотивации, предусматривающую штрафы за дефекты и брак; ввел систему профессионального обучения; предложил строить взаимоотношения с поставщиками и потребителями на основе требований, установленных в технических условиях изделия.

В 1924 году в лаборатории БЕЛЛ (США) были впервые применены методы статистического управления качеством. В. Шухарт (W. Shewhart) ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества – знаменитый цикл  PDCA ( Plan-Do-Check-Act= Планировать – Выполнять – Контролировать – Действовать), который впоследствии получил название «цикл Шухарта».  Его именем названы также впоследствии контрольные карты регулирования качеств, позволившие контролировать каждый элемент процесса. Именно Шухарта на Западе называют «отцом современной философии качества».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector