Арендная плата и нормативная цена земли

Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За нижний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недвижимости.

Земельный налог и арендная плата используются исключительно на следующие цели:

  • финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;
  • инженерное и социальное обустройство территории.

Нормативная цена земли применяется при покупке и выкупе земельных участков, при передаче земли, в арендное пользование, при установлении ее общей стоимости, при передаче по наследству и т.п. Нормативная цена земли это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли представляет собой базу налогообложения имущества физических и юридических лиц. Новый налоговый кодекс предусматривает определение налоговой базы по земле в виде кадастровой стоимости или нормативной цены земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ. Нормативная цена ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов. Нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. При осуществлении сделок с земельными участками и иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством РФ, районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным физическим и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.

Основные изменения, предусмотренные в новом Налоговом кодексе, касаются прежде всего определения налоговой базы. Она принимается равной кадастровой стоимости земельного участка (при ее отсутствии – ее нормативной цене) и рассчитывается на основе нормативов, определяемых по оценочным зонам данной территории. Этот налог предполагается применять до введения на данной территории налога на недвижимость.

В соответствии с Федеральным законом «О недрах» пользование недрами в Российской Федерации является платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:

  • сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий за пользование недрами;
  • платежи за право пользования недрами, разведку, добычу полезных ископаемых, строительство подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых), захоронение вредных веществ;
  • отчисления пользователей недр на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • акцизный сбор;
  • платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Плата за пользование недрами может взиматься в следующих формах:

  • денежных платежей;
  • части добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр;
  • выполнения работ или предоставления услуг;
  • зачет сумм предстоящих платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия.

Формы внесения платы показываются в лицензии на пользование недрами.

Согласно действующему в РФ законодательству, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. При этом действует так называемое правило «двух ключей», когда лицензия на недропользование выдается и территориальным органом управления фондом недр Министерства природных ресурсов РФ и органами власти соответствующего субъекта Федерации. Плата за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий за пользование недрами является условием регистрации заявки на право получения лицензии пользования недрами. Размер сбора за участие в конкурсе (аукционе) определяется величиной затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона). Сбор за выдачу лицензии имеет также затратный характер и определяется, исходя из величины затрат на подготовку, оформление, регистрацию выдаваемой лицензии.

Платежи за право пользования недрами (роялти) взимаются с пользователей недр в процентах от договорной (сметной) стоимости производимых работ. Величина ставок платежей за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1-2 %, и за право на разведку 3-5 %. Платежи за право на добычу полезных ископаемых устанавливаются в зависимости от экономической оценки и качества месторождений полезных ископаемых по предельным уровням регулярных платежей, критерии определения ставок которых устанавливаются Правительством РФ. Платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих предприятий устанавливаются по самостоятельной лицензии в размере 25 — 50 % платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.

Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость продукции. Величина платежей закрепляется в лицензионном договоре. Платежи за сверхнормативные потери оцениваются по результатам маркшейдерских замеров и осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Уровень индивидуальной ставки регулярного платежа за право на добычу полезных ископаемых определяют следующие факторы:

  • значимость месторождения, являющегося объектом добычи полезных ископаемых;
  • сложность геологического строения, обуславливающая степень риска инвестора;
  • рентабельность, рассчитываемая по отношению к себестоимости;
  • оценка экологической ситуации территории, в пределах которой расположено месторождение;
  • уровень социально-инфраструктурной обустроенности территории.

Следует подчеркнуть, что в группу территориальных факторов введена характеристика экологической ситуации территории, на которой расположен объект недропользования. При этом, в условиях неблагоприятной экологической ситуации размер ставок более высокий, чем на территориях со средней и тем более с благоприятной экологической ситуацией.

При этом платежи за право пользования недрами осуществляются:

  • при поиске и разведке месторождений полезных ископаемых по объему инвестиций (договорная стоимость работ по поиску и разведке полезных ископаемых); по результатам конкурса (аукциона), проводимого в установленном порядке. По окончании поисковых и геологоразведочных работ налоговая база корректируется с учетом фактической стоимости проведенных работ;
  • при добыче полезных ископаемых – как стоимость добытого минерального сырья, с учетом размера нормативных потерь полезного ископаемого;
  • при добыче благородных металлов по объему металла после плавки (аффинажа) и расчетных цен на аффинированные благородные металлы;
  • при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по фактической стоимости строительства этих сооружений;
  • при эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых по расходам на их содержание и эксплуатацию.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector