Плата за загрязнение окружающей природной среды

Плата за загрязнение окружающей природной среды связана с возникновением экстерналий или внешних эффектов (последствий) хозяйственной деятельности. По отношению к окружающей природной среде подавляющее число воздействий связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнениями, отходами, разрушением природных объектов и т.д. которые положительно или отрицательно воздействуют на природную среду.

Учет экстернальных издержек обычно осуществляется путем наложения на природопользователя, загрязняющего окружающую природную среду, специального налога (платы). В экономической теории этот налог получил название налога Пигу (или пигувианского налога), по имени французского экономиста. Тем самым реализуется один из основных принципов экономики природопользования — «загрязнитель платит». В реальных же ситуациях идеальный налог Пигу не может точно отражать экстернальные издержки от негативного воздействия природопользователя на природную среду в связи с трудностями возникающими при оценке такого воздействия на основании конкретных расчетов.

В России принцип «загрязнитель платит» реализуется в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду, закрепленной в правовом плане Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г., который призван выполнять две функции:

  • стимулировать природопользователя, сокращать уровни негативного воздействия;
  • являться источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий природопользования.

Ценность природных ресурсов

России необходимо активнее вводить экономические механизмы и инструменты, способствующие поддержке ее экологических услуг и улучшению использования природного потенциала. В мире известно до 100 таких экономических инструментов. Общая тенденция очевидна – повышение экономической ценности природных благ, включая экологические услуги. Киотский механизм стал первым в мире примером попытки создания глобального рынка экологических услуг по связыванию углерода, дополнительного учета этого фактора в товарах и услугах. Направления учета повышения ценности природы для России могут быть многообразны: увеличение платности природопользования, экономическое стимулирование природоохранной деятельности (повышенные налоги и платежи  на экологически опасные виды деятельности, субсидии экологически благоприятной деятельности и т.д.), адекватная экономическая оценка природных ресурсов и услуг, учет ее в планируемых программах и проектах в процессе экспертизы (повышение конкурентоспособности природоохранных проектов в борьбе с техногенными проектами), увеличение удельного веса «природных» налогов при общей фискальной нейтральности, отражение в макроэкономических показателях развития экологического фактора, в том числе истощения природных ресурсов и загрязнений, и т.д.

Без учета в своей деятельности экономической ценности услуг природы человечество будет все дальше уходить от устойчивого развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector