Политический Глоссарий

Policies – публичное действие, с помощью которого вырабатываются и реализуются программы политического действия.

Politics – политическая деятельность.

Polity – политическая сфера, позволяющая разграничивать мир политики и гражданское общество.

Вес прошлого – разделение объекта анализа (институты, программы, актеры и т.д) и осмысление того факта, что развитие политики происходит в относительно длительных временных рамках.

Воронка причинности – учет различных изменений при анализе публичной политики. Такими переменными могут быть экономическое окружение, влияние идентичности, институциональные характеристики.

Инкрементализм – модель принятия решения, предполагающая изменение существующего положения дел посредством небольших, инкрементальных шагов, позволяющих своевременно видоизменять и приспосабливать принятые решения по мере приобретения опыта и обучения на успехах и неудачах. Данный термин предложил К. Линдблом, опираясь на теорию ограниченной рациональности, предположил, что решения политические решения, какими они бы ни были, вызывают постепенные трансформации политики.

Институционализм рационального выбора – разновидность неоинституционализма. Акцентирует свое внимание на роли институтов, деятельность которых уменьшает неопределенность и является факторов, определяющим производство и выражение предпочтений социальных актеров.

Исторический институционализм – разновидность неоинституционализма в центре анализа, которого стоит государство и рассматривается как итог социального взаимодействия в исторической ретроспективе.

Когнитивная матрица – выработка специфической идентичности.

Концептуализация проблемы – этап аналитического исследования, предполагающий установление координат анализируемой проблемы в пространстве научного знания и социального опыта.

Менеджерский язык – использование администрацией публичной службы для управления комплексностью мира.

Модель «мусорного ящика» Д. Кингдона – суть данной модели заключается в том, что публичная политика не является продуктом рационального действия актеров.

Неоинституционализм – направление научной мысли, в центре внимания которой стоит поведение индивидов. Основоположники неоинституционализма – Джеймс Марч и Йохан Олсен. Согласно неоинституциональному подходу институты, в том числе государство и его политика, непосредственно участвуют в интерпретации и объяснении мира, без чего действия индивидов могут просто утрачивать смысл.

Ограниченная рациональность – концепция, объясняющая особенности поведения лиц, принимающих решения в условиях определенных ограничений.

Операционализация проблемы – этап аналитического исследования, предполагающий формулирование программы прикладного исследования.

Осуществление политики – исполнение выработанных и формально адаптированных решений со времени осуществления предшествующей программы.

Открытие «политических окон» – учет критериев и переменных, которые находят собственные интерпретации и проявления в обществе.

Оценка политики – определение воздействия программы.

Повестка дня – идентификация, определение и построение проблемы, которую нужно осветить.

Политические «окна» — следствие развития событий, которые позволяют совершать политические действия.

Политический анализ – прикладная политико-управленческая дисциплина, использующая множественные методы исследования и аргументации с целью разработки принципов и методов подготовки, принятия и осуществления публично-политических решений в проблемных ситуациях, обладающих общественной значимостью.

Построение рассказов о политике – использование методов и инструментов риторики при освещении политических событий или публичных проблем.

Прерывное равновесие – данное определение предложил Стефан Краснер, характеризуя случайную смену стабильных последовательных и критических конъюнктур.

Программный подход – политика подразделяется на серию программ действий, которые соответствуют одновременно описанию реальности и созданию идеального типа публичного действия.

Публичная идентификация проблемы – понимание в обществе того факта, что проблема требует вмешательства политических актеров для ее включения в политическую повестку дня.

Публичная политика – существует множество определений данного понятия. Представим наиболее используемые в профессиональной политологической среде определения: 1) Это то, что правительства делают и почему они это делают; 2) Определение публичного авторитета внутри общества; 3) Программа правительственного действия в одном из секторов общества или географического пространства; 4) Взаимодействие государства и гражданского общества; 5) Селекция целей и средств их достижения, связанная с поиском решения публичной проблемы.

Публичная служба – использование специальных знаний экспертов в интересах публичных целей.

Публичное могущество – административное действие определяется принципом иерархического подчинения политике и уважения юридического правила.

Публичное решение – решение, масштаб последствий которого затрагивает политически значимые интересы общественных групп и индивидов.

Рациональный подход – теоретические модели, допущением которых является принятие решения как результат объективного аналитического процесса.

Сеть публичной политики – подсистема, в рамках которой происходит взаимодействие социальных и политических актеров.

Социологический институционализм – разновидность неоинституционализма, которая опирается на социологию организаций.

Союз – результат индивидуальных или коллективных переговоров актеров, которые имеют отношения сотрудничества и конфликта одновременно и которые стремятся получить, благодаря этому союзу, большие выгоды, чем они получили бы, не вступив в такой союз.

Формулирование политики – поиск путей достижения желаемых целей и их адаптация к проблеме.

Формулирование проблемы – начальный этап аналитического исследования, предполагающий идентификацию конкретной проблемной ситуации в политически значимых категориях, позволяющих обосновать возможность и необходимость корректирующего публичного действия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector