Политические сети в публичной политике

В последние годы влиятельным в исследовании политических процессов и управления стало концептуальное направление, в основе которого лежит понятие «политическая сеть». Множество публикаций о формировании сетевых структур и информационном обществе вышло в конце прошлого века. Существует понятие «социальная сеть» и стоит представить его характеристику. По мнению российского социолога Чуракова А.Н. сеть социальных взаимодействий состоит совокупности социальных акторов и набора связей между ними. В качестве социальных акторов могут выступать индивиды, социальные группы, организации, города, страны. Анализ социальных сетей позволяет определить различия в сетевом статусе акторов и выявить группы тесно взаимодействующих акторов, что даёт возможность находить структурные свойства последних, прогнозировать их поведение, классифицировать акторов по выполняемым ими функциям.

Существуют две основные школы, которые используют сетевой подход в качестве методологии исследования политики. Англосаксонская школа, которая считает, что использование сетевого подхода плодотворно при изучении взаимодействия государства и заинтересованных групп (Род  Родес и Дэвид Марш). Немецкая школа обращает внимание на сети в политике как современную форму государственного управления. Концепция политических сетей имеет ряд источников и отправных точек: организационная социология и академическая теория бизнес администрирования; социальный структурный анализ; институциональный анализ, теория общественного выбора и неоменеджеризм. Исследователи выделяют различные подходы в рамках концепции политических сетей, которые определяются господствующим основанием: подход с позиций рационального выбора, подход с точки зрения персонального взаимодействия, формальный анализ сетей, структурный подход к сетям.  Политическая сеть предстаёт в качестве аналитического инструмента анализа неустойчивости и открытости взаимодействия множества, политических акторов, объединённых общим интересом, взаимозависимостью, добровольным сотрудничеством и равноправием. Сетевой подход к политике и публичному управлению является отражением не только споров, но и ответом на изменения условий, в которых осуществляется политика и управление общественными делами. Сморгунов Л.В. выделяет следующие основные положения политических сетей:

  • теория политических сетей реконструирует отношения между государственным управлением и современным обществом;
  • теория политических сетей восстанавливает связи  между управлением  и политикой;
  • моральное измерение управления и процесса производства политического решения;
  • не институты, а связи и отношения составляют ядро сетей;
  • в теории политических сетей проблема эффективности управления рассматривается не в аспекте отношения «цели-средства», а в аспекте отношения «цели-процессы».

Для Р. Родеса политические сети формируются в различных секторах политики современного государства и представляют собой комплекс структурных взаимоотношений между политическими институтами государства и общества. Таня Берцель предлагает следующее определение: «Политическая сеть представляет собой набор относительно стабильных взаимоотношений по природе неиерархических и взаимозависимых, связывающих многообразие акторов, которые разделяют относительно политики общие интересы и которые обмениваются ресурсами для того, чтобы продвинуть эти интересы, признавая, что кооперация является наилучшим способом достижения целей».

Впервые в научной печати концепция «сети» появилась в 70-е годы ХХ века. Концепция сети публичной политики была сформулирована Питером Катценстейном. Под сетью публичной политики он понимал взаимодействие между частными и этатическими актёрами внутри субсистем. Хекло выделял два вида сетей: железный треугольник (ограниченное число актёров) и тематическая сеть (большое количество актёров). Р. Роудс  и Д. Марш выделяли пять типов сетей[5]:

  • тематическая сеть, которая объединяет актёров вокруг проблемы;
  • сеть «производителей» организована вокруг особого экономического интереса, который порождает относительно ограниченные отношения взаимозависимости;
  • профессиональная сеть указывает на существоание вертикально организованных профессий и прочно соединённых экспертизой, которая устанавливает разрыв по отношению к другим сетям;
  • межправительственная сеть обозначает горизонтальное объединение местных или территориальных авторитетов;
  • сообщество публичных политик: устойчивая конфигурация, внутри которой отобранные и взаимозависимые члены делят между собой большой объём совместных ресурсов и способствуют производству общего выхода в виде решений и действий.

Как правило, актёры публичной политики являются участниками целого ряда сетей. Большинство исследований публичной политики строятся с учётом процессов возникновения, формулирования и осуществления политики. Иногда рассматривают «сообщества», как разновидность сети.

Концепция сетей в публичной политике важна потому, что она позволяет выявить рамки и возможности актёров, которые участвую или нет, в политическом процессе. Необходимо исследовать теорию заинтересованных групп и их давление на принятие, и проведение публичной политики. Вопросы управления, в том числе публичного, так же нельзя оставлять без внимания, так как это один из основных моментов: исследование организационно-управленческих структур и их деятельность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector