1. Историко-географическое положение Древней Греции. Своеобразие античной культуры. Этапы развития античной культуры, их краткая характеристика.
2. Миф – древняя форма сознания; синкретизм как ее отличительная особенность. Анимизм, фетишизм, тотемизм мифологического сознания.
3. Условия формирования гомеровского эпоса.
4. Синкретизм эпического миропонимания в «Илиаде» Гомера. Образ мира и человека в поэме.
5. Разновидности древнегреческой архаической лирики, схема жанров и их краткая характеристика.
6. Характеристика творчества Тиртея и Архилоха: особенности миропонимания и поэтики.
7. Характеристика творчества Алкея, Сапфо и Анакреонта: особенности миропонимания и поэтики.
8. Древнегреческая трагедия. Определение Аристотеля. Древнегреческий театр, структура античной трагедии.
9. Личность Эсхила. Основной конфликт и проблематика трагедии Эсхила «Семеро против Фив».
10. Личность Софокла. Основной конфликт и проблематика трагедии Софокла «Антигона» (самостоятельно по учебнику).
11. Личность Еврипида. Основной конфликт и проблематика трагедии Еврипида «Медея» (самостоятельно по учебнику).
12. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Тема и образ Судьбы (Фортуны), их значение в произведении. Мотив метаморфозы в романе.
13. Лирика Катулла и Горация: историко-культурная обусловленность тематики, художественное своеобразие (Гораций только собеседование по текстам).
14. «Божественная комедия» Данте – образец и итог идейно-художественной культуры средневековья. Данте-гражданин, христианин, поэт.
15. Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как произведение «высокого» Ренессанса. Особенности образа человека в романе. Черты гротеска.
16. Роман Ф.Рабле как произведение «высокого» Ренессанса. Гуманистические идеи Рабле, их воплощение в романе.
17. Трагедия В.Шекспира «Гамлет» — произведение «позднего» Ренессанса. Представление Шекспира о человеке и его месте в мире, его художественное воплощение.
18. Роман Сервантеса «Дон Кихот» как произведение «позднего» Ренессанса. Его национально-историческое своеобразие (самостоятельно по учебнику).
Экзамен включает в себя собеседование по прочитанным текстам.
Вопросы, выделенные жирным шрифтом, готовить по своим лекционным записям, лекциям с диска (в виде тезисов в формате Microsoft Word или тезисов с видеорядом в формате Power Paint) и, в отдельных случаях, по учебникам.