Византийская архитектура.

Византия официально именовалась Римской империей, но ее культура существенно отличалась от древнеримской. Ядром византийского государства была территория бывшей Древней Греции, государственным языком был греческий, но в культуре Византии уже трудно распознать то, что в свое время являлось характерным для Древней Греции, и это не удивительно: ведь к тому времени, когда начала свое существование Византия, прошла тысяча лет со времен высшего расцвета Древней Греции. Византийская культура представляла собой нечто новое в истории. Ее истоками были старые традиции эллинистических государств и еще более древние традиции Ближнего Востока. На их основе в средние века развилась новая культура, непохожая на другие, имевшая свое собственное лицо. Архитектура Византии отличается от древнеримской и древнегреческой, так же как и от древнего зодчества ближневосточных стран, у которого она восприняла некоторые его черты.

В отличие от западных областей бывшей Римской империи, переживавших в период раннего средневековья упадок, в Византии в V-X вв. сохранились большие и богатые города, где процветали ремесла и торговля, велось монументальное строительство и архитектура вступила в новую фазу своего развития.

Основным строительным материалом был обожженный кирпич переднеазиатского типа — квадратной плоской формы. Кладка велась на известковом растворе, в который добавляли толченую кирпичную крошку; швы делались толстыми. Иногда кладка стен велась попеременными рядами кирпича и камня. Фасады не штукатурились. Наряду с приемом смешанной кладки из кирпича и рваного камня широкое применение нашла техника кладки стен и особенно изготовления колонн из тесаного камня. Строительное искусство Византии стояло на высоком уровне.

Сооружались городские укрепления, дворцы, термы, акведуки, подземные цистерны для воды. Возводились монастырские комплексы, игравшие роль религиозных центров и одновременно крепостей. Ведущим архитектурным типом был храм. Церковь представляла совместно с императором и его государственно-бюрократическим аппаратом властвующую силу в империи.

Собор св. Софии в Константинополе — наиболее значительный памятник ранневизантийской архитектуры.

Центрические и продольно-центрические храмы уступили первенство крестово-купольным, которые возникли в то же время, в V-VI вв., но впоследствии стали характерными культовыми зданиями в Византии и в других странах восточного христианства. Крестово-купольные храмы сформировались с использованием применявшегося в Иране приема опирания купола на отрезки внутренних стен . Этот принцип объемно-пространственного построения здания, привычный для зодчих Передней Азии, послужил основой при разработке композиционной схемы зданий первых христианских церквей. Одновременно сыграло роль то обстоятельство, что в IV в. Крест был принят в качестве главной христианской эмблемы, и форма креста, увиденная в членениях традиционной планировки, была положена в основу формы плана христианских культовых зданий. Некоторые храмы имели просто крестообразный план, но это оказалось менее удобным, чем здание с планом прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол. Храм с планом такого типа получил широкое распространение в VI-IX вв. в разных местах Византии и за ее пределами. Он, например, стал обычным в Греции  и Болгарии, в Закавказье.

Надо было создать тип храма с единым внутренним пространством. Для этого, отойдя от предвзятой идеи плана в форме креста, взяли за основу тип здания с центральным куполом , но прорезали все внутренние стены проемами, настолько широкими, что от стен остались только столбы и пилястры. Небольшие церкви имели один центральный купол, а более обширные и более значительные по свой роли храмы (соборы) были пятикупольными . Хотя в начертании такого плана, с четырьмя опорами вместо внутренних стен, трудно увидеть крест, за ним сохранилось название крестовокупольного.

Интересно происхождение трех апсид в византийских храмах. Еще в римских базиликах в торце центрального зала против входа устраивали большую нишу; в ней устанавливали статую императора. Первые церкви в Сирии и Палестине имели, подобно римским базиликам, одну апсиду. Но вскоре стали устраивать три апсиды, потому что язычники поклонялись трем главным богам и у первых христиан в значительной мере сохранялись обычаи языческого культа.

Со временем в архитектуре Византии разрабатываются приемы композиции внешних масс здания, их детализации и декора. В данном случае сказалось влияние зодчества областей, периферийных по отношению к Константинополю,- Северной Италии, Сирии, Закавказья, — где строили не из кирпича, а из тесаного камня. Купола и своды, выкладывавшиеся из камня, вследствие более низкой прочности их конструкции по сравнению с кирпичными имели меньшие пролеты, в результате помещения получались небольшого размера. Внутреннее пространство возводившихся из тесаного камня церквей было менее обширным и впечатляющим, чем у строившихся из кирпича. Это способствовало повышенному вниманию зодчих к внешним формам здания. Кроме того, камень более выигрышен для декоративной обработки, чем кирпич, поэтому в тех местностях, где он применялся, формировалась развитая культура архитектурной пластики.

Примерно с X в., когда в архитектуре Византии не только достигает высокого развития мастерство интерьера, но и развиваются внешние формы храмов, композиция объемов становится более выразительной, чем в предшествующий период. Подчеркивается пирамидальность масс здания. Барабаны глав и выступы апсид получают обработку гранями, украшаются декоративным мотивом в виде полуколонок с арочками. Разрабатывается характерная форма византийского окна: два спаренных арочных проема, объединенных общей аркой. В системе декоративного оформления фасадов используется чередование горизонтальных полос красного кирпича и желтого камня; орнаментальные ленты зубчиков или впадин украшают поверхность стены.

В период раннего средневековья Византия была могущественным государством. Однако, раздираемая внутренними противоречиями и теснимая внешними врагами, она постепенно ослабевала. Завоевание арабами Сирии, Палестины и Египта (провинций Византийской империи) привело к превращению их в арабские страны. А завоевание турками Малой Азии и Балканского полуострова положило конец существованию византийского государства и византийской культуры. Элементы культурного наследия Византии были в той или иной мере унаследованы странами восточнохристианского мира — прежде всего Россией, Болгарией, Грецией, а также Югославией, Арменией, Грузией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector