МОСКОВСКО-СИБИРСКИЙ ТРАКТ

В это понятие включают два участка дороги на севере Кемеровской области: западный, протяженностью 56 километров от границы Новосибирской и Кемеровской областей в районе села Проскоково до села Варюхино и восточный – 218 километров – от села Ишим  до рабочего поселка Итатский на границе с Красноярским краем. Сибирский тракт на территории родного края является ценнейшим историко-культурным памятником с разнообразными объектами природы, архитектуры, этнографии и т,д,

В истории заселения Сибири русскими и другими европейскими народами, его хозяйственного и культурного преобразования Московско-Сибирский тракт сыграл исключительно важную и значительную роль. Он являлся главной связующей артерией Центральной России и восточной частью огромной страны вплоть до конца19 века. Через него шли потоки предпринимателей, ссыльных и переселенцев, грузы и информация

Первый путь в Сибирь через Урал русские промысловики стали прокладывать еще в 11 веке. Сначала он проходил значительно севернее современной территории Кемеровской области. Это был путь в «Югру» — через средний Урал на нижнюю Обь. Первые пешие тропы постепенно превращались в караванные пути. В конце 17 века северный путь сместился южнее – через Тобольск до Нерчинска.

Дорога от Томска до Красноярска, на которой находятся два участка, проходящих по территории нашей области, была проложена в 30-х – 60-х годах 17 века. На «Чертеже всех Сибирских градов и земель» в 1699 году первый сибирский картограф, историк, географ Семен Ульянович Ремезов нанес несколько селений по рекам Яя и Кия. До середины 18 века этот участок оставался летней дорогой, то есть пригодной для проезда верхом. Но к 1768 году он был уже обустроен почтовыми станциями.

Наиболее активно шло заселение в притрактовой зоне. Первопоселенцами были различные категории людей. Так, в 1582 году был издан указ о ссылке наказанных людей в отдаленные места. С тех пор ссыльные поселенцы и заключенные были одной из главных категорий, пополнявших население Сибири. В 1604 году был издан указ о водворении в Томские земли пашенных крестьян и «гулящих людей». Для обслуживания дороги из центральных губерний России переселялись и крепостные крестьяне в счет рекрутской повинности. Основная же масса переселенцев-крестьян связана с периодами неурожаев в центральных малоземельных районов. Массовые переселения крестьян происходили в 1805-1808 и 1853-1855 годах. Особенно усиливается переселение крестьян в Сибирь после отмены крепостного права и истечении урочных лет, то есть после 1881 года. Но основная масса переселенцев приходится на период столыпинских реформ 1906-1913 годов. Помимо ссыльных и крестьян в Сибири находили прибежище и приют различные беглецы, бунтари-одиночки, раскольники, старообрядцы, окончившие здесь службу солдаты.

Основным занятием населения тракта и притрактовой зоны были транспортировка грузов, обслуживание дороги и хлебопашество. Несмотря на то, что население притрактовых пунктов облагалось натуральной дорожной повинностью, дорога всегда была в крайне неудовлетворительном состоянии. Об этом буквально пестрят воспоминания и дорожные записки проезжавших по тракту путешественников, писателей, политических ссыльных, ученых. Наряду с основными занятиями развивались и другие, связанные с переработкой сельскохозяйственных продуктов, сбором дикоросов, охотой и рыбной ловлей, изготовлением орудий труда.

В настоящее время по тракту проходит современная автомобильная дорога с асфальто-бетонным покрытием и местами гравийная. В нескольких местах зигзагообразные участки старого тракта спрямлены, в результате чего бывшие притрактовые села Постниково, Большая Песчанка, Малый Антибес, Суслово остались в стороне от современной автодороги.

На бывшем Московско-Сибирском тракте расположены два десятка населенных пунктов. Западный участок – село Проскоково, деревня Милютино, село Мальцево, деревня Зеледеево, село Варюхино; восточный участок – село Ишим, село Колыон, деревня Почитанка, село Постниково, деревня Большая Песчанка, село Берикуль, деревня Тюменево, село Подъельники, село Малый Антибес, город Мариинск, село Суслово, станция Ключевая, село Старый Тяжин, деревня Акимо-Аненково, рабочий поселок Итатский. Эти пункты основывались как почтовые станции и зимовки. Среднее расстояние между ними равнялось однодневному конному переходу – от 21 до 32 километров.

Перечисленные населенные пункты являются одними из первых русских поселений. Наиболее древними из них являются  Старый Тяжин, Малый Антибес (1648 г.), Зеледеево (1659 г.), Варюхино (1682 г.), Мариинск (1702 г.). Основная часть поселений возникла в 18 веке.

Московско-Сибирский тракт – это комплексный культурно-исторический памятник, включающий разнообразные объекты: археологические памятники, сохранившиеся участки старинного полотна дороги, архитектурные сооружения, места исторических событий, могилы известных людей и т.д. В настоящее время на территории Кемеровской области в зоне тракта выявлено 13 археологических, 20 исторических, около 100 архитектурных памятников. Большинство из них находятся в неудовлетворительном состоянии, подвергаются постоянной угрозе разрушения, требуют ремонта и благоустройства.

Наиболее известными археологическими памятниками тракта и притрактовой зоны являются Варюхинское поселение раннего железного века, Варюхинская курганная группа в Юргинском районе. Комплекс из шести археологических памятников на горе Арчекас у города Мариинска, относящихся к бронзовому веку, раннему железному веку и раннему средневековью. Курганная группа раннего железного века у рабочего поселка Итатский.

Значительная часть сохранившихся памятников – это архитектурные. В селе Мальцево сохранилось 9 деревянных одноэтажных жилых домов, относящихся к началу 20 века. В селе Зеледеево – один деревянный одноэтажный жилой дом конца 19 века; деревянная церковь Св. Фрола и Лавра, построенная в 1908 году. В селе Варюхино сохранились четыре деревянных одноэтажных дома начала 20 века и здание волостной управы, в котором в настоящее время работает музей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector