ТАЙГА

В глубине России,

где рассветы сини,

Где зимой такие чистые снега,

Где как песни весны,

летом травы росны,

Город мой неброский,

милая Тайга.

Может быть, поэты

ей названье это

Дали за бескрайность

девственных лесов.

Край мой величавый,

славный труд ударный,

Песни огневые юности отцов.

Я не променяю голубые дали

На проспекты белых

южных городов.

Для меня милее тополей аллеи,

Чем цветенье райских,

но чужих садов.

Мы с тобой судьбою

связаны одною,

Словно мать родная,

ты мне дорога.

Друг мой самый верный,

преданный безмерно,

Звонкий голос детства

— милая Тайга!

В городе Тайге работает музей железнодорожников при локомотивном депо, где установлен памятник – паровоз, памятник С.М. Кирову на территории локомотивного депо, памятник воинам-тайгинцам, погибшим в сражениях Великой Отечественной войны на площади Победы, воинам-деповчанам в сквере у локомотивного  депо. В городе одна действующая православная церковь – Ильинская, еще одна – во имя Святого Андрея Критского — восстанавливается.

Направление главного хода Тайгинского узла проходило по станциям Болотная, Литвиново, Тайга, Судженка, Ижморская, Берикульская, Мариинск и далее до Красноярска было открыто движение рабочих поездов во второй половине 1895 года.

Транссибирская магистраль проложена по северной окраине современной Кемеровской области и в конце 19 — начале 20 веков способствовала увеличению численности населения, развитию промышленности и сельского хозяйства, связей с отечественным и внешним рынком. Строительство Сибирской железной дороги велось на государственные средства с 1891 года одновременно с востока, от Владивостока, и с запада – с Урала. Комитет Сибирской железной дороги 10 февраля 1893 года определил направление железной догори от Оби до Мариинска по северу Кузбасса. Было отвергнуто проведение железной дороги через центральные горные районы Кузбасса, удорожавшее и усложнявшее строительство. С 1893 развернулось строительство среднесибирской линии от Оби до Красноярска, проходившей по северу Кузбасса. Привлекавшиеся государственным строительством управлением частные поставщики снабжали стройку рельсами, кирпичом, лесом, всеми необходимыми изделиями и материалами. Частные подрядчики вели земляные работы, строительство мостов и стационарных зданий. Сотрудничество железно дорожной администрации с предпринимателями сопровождалось широким казнокрадством с обеих сторон. Непосредственно строили железную дорогу крестьяне-переселенцы и старожилы, ссыльнопоселенцы, приискатели, получавшие здесь более высокую зарплату, чем на приисках Мариинской и Кузнецкой тайги. На строительстве господствовал тяжёлый физический труд. Строители лопатами копали грунт, кайлами долбили скалы, вручную забивали сваи, понимали лес и кирпич на строящиеся здания. Для доставки грузов широко использовались конные обозы. Несмотря на преобладание ручного труда и суровые климатические условия, железная дорога строилась исключительно быстро. В 1887 году открылось временное, а в 1899 — регулярное движение по среднесибирской линии от Оби до Красноярска. В 1900 вся Сибирская магистраль была сдана в эксплуатацию. Строители Сибирской магистрали в 1,5 раза превысили прежний мировой рекорд скорости сооружения Канадской железной дороги. Замена конных обозов поездами ускорила и расширила перевозку людей и грузов, способствовала росту населения, повышению товарности сельского хозяйства, развитию отдельных отраслей промышленности, росту торговых связей с отечественными и зарубежными рынками. Хлеб, раньше годами лежавший в амбарах сибирских старожилов, не находя сбыта, теперь увозился по железной дороге, сбывался переселенцам, которые по мере обзаведения собственным хозяйством, также становились из покупателей продавцами зерна. Больше всего зерна вывозилось на запад и восток со станции Мариинск. Ширилось производство сливочного масла, сбывающегося не только в Европейскую Россию, но и в страны западной Европы. В сёлах открывались небольшие маслодельни, закупочные пункты отечественных и зарубежных фирм. Товарность сельского хозяйства стимулировалась и ростом поступления потребительских товаров, ранее в ограниченных размерах доставлявшихся конными обозами по Сибирскому тракту. Сельские лавочники на комиссионных началах сбывали крестьянам в кредит американские сеялки, жатки, сенокосилки, другие конные сельскохозяйственные машины. Сибирская железная дорога открыла возможность поставок кузнецкого угля на Урал. Сама Сибирская магистраль стала основным потребителем кузнецких энергетических углей. В конце 19 – начала 20 века стали открываться угольные шахты на севере Кузбасса, за пределами кабинетских владений, возле Сибирской железной догори. Владелец Судженских копей Л. А. Михельсон, главный поставщик топлива на железные дороги, стал крупнейшим углепромышленником Кузбасса. На золотые прииски Мариинской и Кузнецкой тайги по железной дроге поступали драги, гидравлика и другое импортное оборудование. Проведение Сибирской железной дороги в определенной мере способствовало экономическому развитию Кузбасса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector