МУНДЫБАШ

Название Мундыбаш рабочему поселку подарила горная речка. А само слово «Мундыбаш» в переводе с шорского означает «Тут голова». Откуда оно взялось?

…Однажды, охотясь в горах вблизи устья трех рек, люди увидели старика. Он сидел на гранитной площадке и равномерно раскачивал кузнечный мех. Из ямы, вырытой рядом и накрытой глиняным колпаком, вырывались оранжевые языки пламени. Время от времени старик бросал в отверстие какой-то темный порошок.

— Скажи нам, дедушка, как тебя зовут? – спросили люди.

— Отец и мать дали мне имя Калар.

— А что за пищу готовишь на таком жарком огне?

— Это не пища. Я нашел камень, дающий железо. Хочу сделать себе новую рогатину.

— Рогатину?! – воскликнули охотники. – Разве камень может дать железо?

Когда же Калар сделал отливку, сомнений не было – это было железо. И Калар поведал охотникам тайну доселе неизвестного ремесла, указал горы, где имелись железные камни.

А когда старик умер, охотники назвали свой род Каларом. Что только не делали из железа калары! Сюда, в Мундыбашскую котловину, шли шорцы соседних родов, чтобы перенять опыт удалых мастеров Темир-Усов.

— Тут голова! Тут самые лучшие Темир-Усы, — говорили они.

— Куда идете? – спрашивали на горных перевалах.

— Идем туда, где голова, — отвечали верхокондомцы и в свою очередь справлялись, откуда идут встречные.

— Из Мундыбаша.

Так гласит древняя легенда.

Предкам наших шорцев в далекую старину были известны способы кустарной металлургии. Они делали из железа котлы, таганы, наковальни, стремена, удила, наконечники стрел и другие предметы, которые обменивали у калмыков, киргизов и алтайцев на скот, на продукты животноводства.

Русские высоко ценили шорских мастеров железа. В начале 17 века их стали называть кузнецами. И острог, построенный в 1618 году напротив устья реки Кондомы, на правом берегу реки Томи, назвали Кузнецким.

Во второй половине 17 века продукцию примитивной шорской металлургии вытеснила более разнообразная и дешевая продукция русских предприятий мануфактурного типа. В то время были выявлены другие железорудные месторождения на юге нынешнего Кузбасса: Тельбесское, Сухаринское, Темирское. На их базе в 1771 году был построен первый в Сибири железоделательный завод. На этот завод возили руду из Тельбеса и Сухаринки зимой по замерзшим рекам гужом на расстояние полтораста верст. Томский завод более века работал на горношорских рудах, до самой его ликвидации.

В 20-х годах прошлого века, когда решался вопрос о строительстве Кузнецкого металлургического комбината, первый руководитель Кузнецкстроя Сергей Миронович Франкфурт в те времена вспоминал: «Надо было выбирать: либо ждать, пока будет построена железная дорога, и лишь тогда начать строительство рудника, либо строить одновременно. Мы решили строить одновременно и дорогу, и рудник».

Все необходимое приходилось завозить на стройку на лошадях, иногда даже во вьюках. В тайге рубили деревья. К концу 1931 года появились дома, баня, столовая, подсобные мастерские. Полностью развернулись горные работы. Для отгрузки тельбесской руды на Мундыбаш пришлось построить подвесную канатную дорогу длиной семь километров – настолько трудными оказались эти километры для строителей ветки. В 1932 году канатная дорога была опробована.

Рудники заняли немалое место в снабжении КМК рудой: в нормальные дни 30%, а в моменты нехватки магнитогорской руды – и больше. Тельбес и Темиртау стали реальностью.

Однако добытую руду перед загрузкой в домну надо подготовить: раздробить, рассортировать, обогатить. Это не только повышает производительность доменной печи, но и дает возможность использовать бедные по содержанию железа запасы руд. Для этих целей создаются специальные фабрики. Первая в Сибири и вторая в стране (после Керченской на Украине) агломерационно-обогатительная фабрика  начала строится в Мундыбаше в марте 1931 года, но уже 5 сентября 1932 года с Тельбесского рудника в Мундыбаш по канатной дороге отправлены первые вагонетки с железной рудой для Кузнецкой домны.

В августе-ноябре было закончено строительство Мундыбашской районной подстанции и подано напряжение по ЛЭП 110 кВ Новокузнецк-Мундыбаш, а по ЛЭП 35 кВ электричество от Мундыбаша пришло в поселки Тельбес и Темиртау.

20 марта 1935 года Мундыбашская аглофабрика выдала первый агломерат для КМК. 13 октября 1950 года на  аглофабрике введена в эксплуатацию третья агломашина. В марте 1953 года на Мундыбашской аглофабрике впервые в СССР освоено производство офлюсованного агломерата, который получили из шорских рудных концентратов и гурьевского известняка.  В апреле 1956 года также впервые в стране освоена новая технология производства агломерата подогревом шихты горячим возвратом. 1 августа 1958 года на Мундыбашской аглофабрике завершено строительство парокотельной с четырьмя котлами. 12 января 1969 года аглофабрика выдала 50 000 000-ю тонну агломерата.

3 декабря 1969 года в Мундыбаш прибыл первый электропоезд по электрифицированной железной дороге Новокузнецк-Мундыбаш, а 31 декабря следующего года закончена электрификация железной дороги Новокузнецк-Таштагол.

С 1935 года Мундыбашская аглофабрика пережила несколько обновлений. Здесь были разработаны многие новые технологии обогащения руды без обводнения, позволяющая снизить потери железа в отходах. Все новшества приносили и приносят ощутимую пользу и выгоду хозяйству, облегчает труд людей. Только в последние десятилетия модернизированы технологические схемы обогащения, все агломашины переведены с твердого топлива на жидкое и аглофабрика в состоянии выдавать до 2,5 миллионов тонн продукции для гигантов металлургии Новокузнецка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector