ДЕТСКИЙ ОБРЯД «ВЫЗЫВАНИЙ» МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ, ВОСХОДЯЩИХ К ТРАДИЦИОННОМУ ФОЛЬКЛОРУ

Одна из важных проблем современной фольклористики связана с изучением детской мифологии, находящей отражение не только в вербальном фольклоре (былички, страшилки и др.), но и в «мифологических играх, ритуально-магических действиях (заговоры, гадания, поверья)» детей. Широкое распространение подобное ритуально-магическое действие получает в ситуации «вызывания» мифологических персонажей.

Многочисленные мифологические персонажи, которых «вызывают» участники обряда, слабо поддаются классификации и заимствуются детским фольклором из самых разных сфер. Это могут быть животные, имеющие необычный признак: Пьяный Кролик, Жвачная Корова;  персонажи карточных игр — Пиковая Дама, Пиковый Король; персонажи из детской литературы и мультипликационных фильмов — Золушка и др. В одну большую группу можно выделить персонажей, восходящих к образам традиционного фольклора,  мифологическим рассказам взрослых, — это домовой, водяной, русалочка, черти и др. Представления о данных мифологических существах, попадая в сферу детского фольклора, своеобразно изменяются, в некоторых случаях пересекаясь с собственно детскими персонажами, в результате формируются описания внешнего облика, схожие с описаниями Гномов, Золушки, Белоснежки и т.д., получаются такие наименования, как, например, Домовой-Матерщинник.

Наиболее распространенным в рассказах о «вызываниях» персонажей, восходящих к традиционному фольклору, мифологическим существом является домовой. Надо сказать, что вера в домашнего духа достаточно распространена в современной детской среде , он получает разные наименования: полтергейст, дух, но чаще всего — домовой. Особенность представлений детей о домовом состоит в том, что, по словам информантов, домового можно «вызывать». В рассказах взрослых мы находим упоминания о том, что человек, выполнив определенные условия, может столкнуться с домовым, увидеть его (лечь спать там, где любит спать домовой, перейти его дорогу, заглянуть на чердак, в подпол, в хлев в определенный день) или домовой показывается сам, например, в образе двойника хозяина дома предвещает его смерть [3, с.181], но спровоцировать его появление человек не может. Совершенно иную ситуацию находим в рассказах детей: инициатором встречи с домовым становится сам ребенок, посредством определенных магических действий «вызывающий» домашнего духа из «иного» мира в «наш».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector