Вызывание домового

1.Вызывание с помощью зеркала: «Домового вызывали. Брали какое-то зеркало, там че-то рисовали, потом разбивали это зеркало, и его нужно собрать и на середину зеркала надо было положить палец. Когда как бы палец начнет засасывать, значит, пришел домовой. Мы там на зеркале рисовали какого-то человечка и лестницу, как будто вот он спускается. <А зачем вы его вызывали?> Просто, чтобы узнать. Вот девочки особенно эти, с которыми вызывали, вообще раньше ни во что не верили. Они говорили: «Да ну, это не правда» (Семенова Юля, 11 лет). Зеркало в мифологии имеет определенную функцию – это граница между двумя мирами: «нашим» миром и «иным», именно с этим связано множество примет (например, разбить зеркало – к несчастью, так как нарушается граница между мирами) и роль зеркала в гаданиях взрослых (например, в нем появляется суженый, вернее, нечистый в облике суженого, поэтому нужно успеть произнести: «Чур меня!», иначе он выйдет из зеркала (!) и задушит). В детском «вызывании» зеркало выполняет ту же функцию границы между мирами, поэтому для успешного «вызывания» его необходимо разбить: «Потом разбивали это зеркало» (Семенова Юля, 11 лет) – т.е. разрушить эту границу между «нашим» и «иным» пространством, отчего становится возможным взаимопроникновение двух миров: «Когда как бы палец начнет засасывать (в зеркало — А.Б.), значит, пришел домовой» (Семенова Юля, 11 лет).

Особое значение в «вызывании» имеет рисование фигурки домового и лесенки на зеркале: происходит как бы «создание» домового в «нашем» мире и его пути в «наш» мир (сравним, например, с «вызываниями» других мифологических персонажей: «Так можно кого угодно вызывать, страшилок всяких. Нужно нарисовать на листочке и рядом ведро с водой поставить» (Бояринцев Вова, 12 лет)). Рисунок становится знаком пребывания потустороннего обитателя в «нашем» мире, поэтому он  Необходимо отметить, что для данного «вызывания» домового выполняются такие же действия, что и при «вызывании» Пиковой Дамы: рисуется лестница на зеркале, в некоторых случаях зеркало разбивают, но уже с иной целью – чтобы Пиковая  Дама не вышла наружу (в этом случае зеркало выполняет роль «окна» в «иной» мир, при разрушении зеркала исчезает связь с «иным» миром).

2. Вызывание с использованием различных предметов, при помощи которых домовой отвечает на заданные вопросы: «Домового вызывать можно. 4 ложки ложишь. Заматываешь (намотать на ложку сложенную вдвое полоску бумаги), закручиваешь. Ложишь вот так крестом и говоришь: „Домовой, домовиха, домовёнок“, и так три раза. И фамилию надо называть того, про кого ты хочешь узнать. Если сбудется, ложки раскрутит, то сбудется, а если не раскрутит, то не сойдётся. Это гадать хоть когда  можно, и днём можно. Иногда даже слышно, как он раскручивает, домовой. Только надо, чтобы тишина была. Это мы так делали с девчонками. Домового не видно, просто слышишь, как бумага раскручивается. Мы один раз с Вероникой перепугались сильно. Ладно тихо, а это слышно-слышно. В бане когда вызываешь, то дверь открывается и закрывается. Он заходит. И нельзя, чтобы кошка в бане была» (Пестрикова Наташа, 12 лет), «Домового вызывают так. Принцип вызывания «карандашный». (два человека держат по три карандаша, составляя из них рамку: кончики карандашей должны соприкасаться, чтобы две половинки рамки образовали прямоугольник, расположенный плоскостью параллельно полу). Он должен отвечать на вопросы. Если (соприкасающиеся) кончики карандашей поднимаются вверх, значит «да», если вниз, то «нет». Зовешь его: «Домовой, домовой, появись». Отвечает на вопросы: появился или не появился» (Бычкова Катя, 19 лет). В первом случае необходимы особые условия для появления домового: гадание происходит в пространстве бани, куда домовой приходит (баня – «нечистое» место, поэтому только здесь возможно общение с существом из «иного» мира в любое время: «Это гадать хоть когда  можно, и днём можно» (Пестрикова Наташа, 12 лет), кроме того, недопустимо присутствие кошки, так как она способна видеть домового и может помешать гаданию. Надо отметить, что так гадают деревенские дети, тогда как среди городских детей распространен «карандашный» (по терминологии информантов) способ гадания. Для его осуществления не требуется соблюдать сложные условия, единственный предмет, необходимый для «вызывания» — карандаши. В этих способах гадания большую роль играют словесные формулы  вызывания домового. Для того чтобы «вызвать» домового, не нужно производить сложных действий (нет «воплощенной» границы между мирами), достаточно позвать его, так как он постоянно находится рядом с людьми. Предметы, которые используются при этих способах гадания, выполняют определенную функцию: с их помощью домовой отвечает на заданные вопросы.

Данные способы «вызывания» домового наиболее близки к гаданиям взрослых, так как цель вызывающих в этом случае – узнать будущее. Кроме того, близок гаданиям взрослых и принцип предсказания будущего: по расположению предметов гадающий узнает положительный или отрицательный ответ на конкретно заданный вопрос. Предметы, которые используются в «вызывании» в качестве «индикаторов» ответа на вопрос, также имеют определенный сверхъестественный статус: используются ложки и карандаши. Вообще посуда в народных представлениях мыслится связанной с потусторонним миром: «Данные вещи часто соприкасаются с пришельцами из чужого мира – гостями, но при этом остаются невредимыми» [4, с. 148]. Карандаши же как инструмент для рисования имеют особый статус в жизни ребенка: с их помощью ребенок создает на листе бумаги целые миры, наполненные в его представлении особой жизнью.

3. Еще один способ «вызывания» домового – кормление. В этом случае   кормление призвано не умилостивить домового, как в традиционном фольклоре, оно выполняет иную функцию – позволяет убедиться в существовании домашнего духа. Существует два случая использования еды для «гадания». В первом случае еда становится показателем присутствия домового: «Мы гадали. Хлеб ложишь на стол. Хлеба кусочек и вот так яйцом обволакиваешь, обмазываешь. А рядом ложишь крошки. Вот. Надо нарезать крошки покрупнее, кубиками, посчитать, сколько. Если они хоть чуть-чуть сдвинутся, то домовой ел. А если, который в яйце был покрыт, хлеб сдвинулся, он тоже кушал» (Пестрикова Наташа, 12 лет), в другом случае еда выполняет роль приманки, на пути к которой домовой запинается о протянутую веревочку, которая и свидетельствует о его появлении: «Ниточку над полом привязывают, а за ней — вода и сладкое что-нибудь. Он идёт и споткнётся. Тогда верёвка обвиснет. Если обвиснет, значит, он приходил. У нас ниточка закручивалась, отрывалась, провисала» (Рубаникова Ксения, 11 лет). Важно отметить, что чаще всего для кормления домового используется что-нибудь сладкое, например, конфета, так как мифологические существа мыслятся детьми как  их своеобразные «двойники», «приманкой» для них служит то, что любят дети, например, конфеты. Иногда имеет значение пространство, в котором происходит «гадание», «приманка» располагается в «месте обитания» домового, непосредственно возле границы между мирами: «Говорят, домовой в шкафах живёт. Его кормят: конфетку подвешивают к шкафу. Если конфетки нету, значит, он приходил» (Хохлова Даша, 12 лет), «Я домовому ставлю ночью воду и кусочек хлеба под кровать. Я утром просыпаюсь: там ничего нет» (Козменко Таня, 11 лет),  «Нужно верёвочку над полом натянуть. Высотой сантиметра 3. За ней тарелку с едой поставить. Он должен прийти с окна. Он спотыкается. Его тогда ловить надо и загадывать желание» (Тыченко Маша, 11 лет). В последнем примере мы видим еще одну возможную функцию «вызывания» домового – исполнение желаний вызывающего. Нужно сказать, что такой способ «вызывания» домового, как кормление, сближает домашнего духа с другими персонажами «вызываний». Таким же образом – при помощи сладкой «приманки» и ниточки – «вызывают» Матерщинника (Гнома Матерщинника), Сладкоежку, Короля Сладостей. Причем «вызывание» Короля Сладостей (а в некоторых случаях с этой целью «вызывают» Сладкоежку) выполняет определенную функцию – исполнение желаний вызывающего: Король Сладостей должен принести что-нибудь сладкое за обещание хорошего поведения (Автушко Ира, 20 лет, по воспоминаниям 12 лет)). Возможно также соединение двух мифологических персонажей «вызываний» в один образ: «Домового-матершинника вызывают. Конфетку над полом нужно повесить, сантиметров 30. Если конфетки нет, он приходил» (Кучина Люда, 10 лет).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector