Пространственно-временные сферы — Константин Случевский

Константин Случевский

«Еще покрыты льдом живые лики вод…»

Еще покрыты льдом живые лики вод,

И недра их полны холодной тишиною…

Но тронулась весна, и — сколько в них забот,

И сколько суеты проснулось под водою!

Вскрываются нимфей дремавших семена,

И длинный водоросль побеги выпускает,

И ряска множится… Вот, вот, она, весна,—

Открыла полыньи и ярко в них играет!

Запас подземных сил уже давно не спит,

Он двигается весь, прикормлен глубиною;

Он воды, в прозелень окрасив, породнит

С глубоко-теплою небесной синевою…

Ты, старая душа, кончающая век,—

Какими ты к весне пробудишься ростками?

Сплетенья корневищ потребуют просек,

Чтобы согреть тебя весенними лучами.

И в зарослях твоих, безмолвных и густых,

Одна надежда есть, одна — на обновленье:

Субботний день к концу… Последний из твоих.

А за субботой что? Конечно, воскресенье.

Пространственно-временные сферы (семантические поля):

Художественное пространство представлено весенним (большей частью) озером (Нимфеи – кувшинки, водяные лилии; Ряска – мелкое растение, ковром затягивающее стоящую воду).

Художественное время – весна – представлено пробуждающейся от зимнего сна водой. Начинается описание с момента, когда ещё господствует зима (Еще покрыты льдом живые лики вод, И недра их полны холодной тишиною…). Далее лёд тает, и постепенно вода окрашивается в яркие тона, начиная соответствовать тёплому небу (Он воды, в прозелень окрасив, породнит / С глубоко-теплою небесной синевою…).

Время, на мой взгляд, здесь также характеризуется некой цикличностью, которая выражается в образе годового цикла. Начинается цикл с весны (рождения, оживления) и заканчивается зимой (некой смертью, остановкой деятельности).

События:

Можно провести параллель между изменениями в природе согласно такому циклу и человеческой душой. Таким образом, в данном стихотворении фабульным событием является перерождение человеческой души, обновление, которое сопоставляется с переходом состояния природы от зимнего безмолвия к весенней суете (по концепции Бахтина). Об этом свидетельствует обращение к природе в последних двух строфах («Ты старая душа, кончающая век, — Какими ты к весне пробудишься ростками?» <…> «Одна надежда есть, одна – на обновленье: Субботний день к концу… Последний из твоих. А за субботой что? Конечно, воскресенье»).

Воскресенье = воскрешение; символ начала чего-то нового. Кроме того, в западных странах неделя начинается не как в России (с понедельника), а именно с воскресения.

Сюжетным событием в данном стихотворении, согласно концепции Бахтина, является смена зимы весной. Демонстрируется этот переход от одного времени года к другому изменением облика водоёма и интенсивности событий, происходящих в нём: «И недра их полны холодной тишиною…/… и — сколько в них забот, И сколько суеты проснулось под водою!».

Точка зрения:

Наблюдается движение пространственной точки зрения по вертикальной оси: Поверхность воды (Еще покрыты льдом живые лики вод) à подводное пространство (И недра их…) à во второй строфе движение начинается снизу к поверхности, (семена кувшинок, водоросли, ряска [поверхность водоёма], небо). Далее, уже в обращении также прослеживается вертикальное движение вверх (Сплетенья корневищ потребуют просек, àЧтобы согреть тебя весенними лучами).

Точка зрения – прямо-оценочная (открытое, лежащее на поверхности текста соотношение субъекта сознания и объекта сознания).

Субъект сознания растворён в тексте, не заметен при непосредственном восприятии. Так как данное стихотворение относится к роду лирики – мы имеем дело с лирическим субъектом. Субъект и объект сознания различны.

Композиция:

Тип композиции произведения в данном случае ступенчатый. Происходит нанизывание словесных тем с минимальным количеством повторов («лёд» — первая тема; «живые» — вторая; «лики» — третья и т.д.).

Композиционные приёмы:

Во втором и третьем четверостишии мы можем увидеть анафоры («И длинный водоросль… И ряска множится…» — на мой взгляд фонетическая, потому что союз «и» не несёт сам по себе смысловой или образной нагрузки, соответственно не является словесной темой; «Он двигается весь… Он воды в прозелень…» — лексическая, хотя возможно также фонетическая; с одной стороны «он» воспроизводит образ, о котором упоминалось ранее, а с другой стороны, также как и союз по отдельности не несёт в себе образа; больше склоняюсь к лексической анафоре).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector