Сентиментализм в литературе 18 века.


Сентиментализм – в зарубежном литературоведении нередко выводится за рамки эпохи просвещения. Это направление возникает в то время, когда реальность уже начинает опровергать просветительские надежды на царство человеческого разума. Новым критерием оценки всего (взамен просветительскому «Разуму») становится Чувство. Но оно в истолковании сентиментализма не иррационально, Чувство – естественное проявление человеческой природы. Как и разум оно противопоставляется предрассудкам, искажающим характер человека (политическим, религиозным, сословным). Литература сентиментализма провозглашает культ чувств, стремится показать богатство эмоций и их роль в формировании личности.

Первые сентименталистские тенденции появляются ещё в середине 30-х годов в Англии творчестве Томсона, Юнга и Грея (хотя расцвет сентиментализма наблюдается лишь во второй половине 18 века). В произведениях писателей-сентименталистов пробуждается интерес к маленькому человеку, сочувствие к его бедам.

Первым проявлением сентиментализма в литературе является лирическая поэзия. Наиболее характерный герой этой поэзии – это человек, близкий к природе, её восторженный почитатель. Ещё одной темой сентиментализма является суетность жизни, кратковременность её радостей и постоянство печалей.

Джеймс Томсон – известен, прежде всего, как автор четырёхчастной поэмы «Времена года». Это произведение по своему жанру является описательной поэмой. Главное её содержание – описание природы в разное время года, прерываемое рассказом об отдельных происшествиях или обращениями к читателю. С морализаторскими наставлениями. Отличительной чертой поэмы является её патриотизм (автор описывает именно английскую природу). Написана Белым стихом.

Эдвард Юнг – написал эстетический трактат «Мысли об оригинальном творчестве», в котором Юнг утверждает превосходство чувств и воображения над разумом. Наибольшую известность из произведений этого автора имеет «Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии», где поэт рассуждает о краткости человеческой жизни на земле и о вечном будущем. Именно эта поэма положила начало «Кладбищенской поэзии» (в которой преобладающими являются мысли о смерти) в литературе английского сентиментализма. Юнг приходит к выводу, что страдания и неудовлетворённость своим существованием в этом мире – вечный удел человека. Но это служит лишь доказательством счастливой загробной жизни. Поэма так же написана Белым стихом.

Томас Грей – Центральное место в его творчестве занимает «Элегия, написанная на сельском кладбище». Размышления о неизбежной смерти приводят Грея к иным выводам, нежели Юнга. Лирический герой бродит по кладбищу и, читая надгробные надписи на могилах, размышляет о том, что дела этих людей могли остаться незамеченными в деревенской глуши (поэтический дар, талант учёного). Но, тем не менее, Грей предпочитает шумной городской жизни тихую и спокойную жизнь в деревушке. Произведение, в отличие от предыдущих авторов, написано рифмованным стихом.

Лоренсо Стерн со своим романом «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» очень сильно углубляется в анализ человеческой личности. Его герой постоянно занимается самоанализом и анализом окружающих его людей.

Руссо отрицал превосходство разума и рассудочной логики. Он утверждал, что действительность познаётся при помощи интуиции и чувств.  Даже его ориентация в литературе на представителей третьего сословия в конечном счёте связана с его верой в силу человеческих чувств, в то, что все люди равны в своих способностях чувствовать. Главной задачей искусства он считал воспитание в людях чувствительности.

В романе Руссо «Новая Элоиза» в самом конце Юлия признается, что первое чувство, ставшее для нее смыслом жизни, лишь укрылось в её сердце: во имя долга она сделала все, что зависело от её воли (согласилась на брак с Вольмаром, которого выбрал неё её отец – господин Д’Энтаж), но в сердце своем она не вольна.

Гёте: его Вертер – типичный руссоист, который предпочитает чувства «здравому» смыслу и холодному рассудку.

В последних двух романах использована эпистолярная форма, которая помогает наиболее полно увидеть переживания героев, так сказать, от первого лица, и разобраться в их характерах.

«Буря и натиск» — период в истории немецкой литературы (1767—1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, интерес к которым характерен для предромантизма. Название движения восходит к одноименной драме Клингера.

Идеологом этого бунта против рационализма выступил философ Иоганн Георг Гаман, по многим вопросам сходившийся с Жан-Жаком Руссо. Деятели этого движения восстают против диктата разума и «здравого» смысла, прагматической рассудочности, в которой видят проявление мещанской ограниченности и эгоизма. Альтернативой они выдвигают культ сердца, чувства и страсти. Деятели «бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира, Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector