XVII век как самостоятельный этап в развитии европейских литератур. Основные литературные направления.

17-ый век (1590-1690) (Реформационная эпоха) многими учёными выделяется в отдельный период истории европейской литературы, хотя споры об этом ведутся и по сей день. 17 век (промежуток несравнимо меньший, нежели 2000 летняя античность или 10 вековое средневековье) является сам по себе переломным моментом в истории европейских стран. Это отказ от старых норм жизни, переход к новым, крах старых устоев и создание новых. Это век, наполненный множеством политических, идеалистических, религиозных расколов и переворотов. В литературе отражается переход от средневековых норм и эпохи возрождения к Новому времени. Это переход от устойчивых понятий мироздания к сомнению. С развитием точных наук изменилось представление о мире, и оно стало не единственно верным и непреложным, а «вероятным». Эта вероятность и отражается в литературных произведениях того времени. В частности отражается она в одном из основных литературных направлений того времени – Барокко.

Барокко складывается во времена наибольшей нестабильности в государствах, словно отражая в литературе черты окружающей хаотичности (преимущественно первая половина 17 века) – в этом направлении мир воспринимался писателями как сон, иллюзия. Направление широко использует метафоры, аллегории, символы, риторические фигуры и т..п. Направление любит пышность, сложность и изначально подразумевает вариативность трактовки. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (яркий пример уже даже по названию – «Жизнь есть сон» Кальдерона). Наиболее развивающиеся жанры: пасторальная поэзия, драматические пасторали и пасторальный роман, философско-дидактическая и любовная лирика, сатирическая, бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия и эмблема.

Также в барокко существуют и национальные различия: например, испанское барокко – наиболее философски напряжённое, французское – наиболее аналитически-интеллектуальное, изощрённое, немецкое – эмоционально-аффектированное.

Вторым основным литературным направлением той эпохи является Классицизм. В противоположность хаотичности и некой нелогичности барокко произведения классицизма строятся на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания (направление наиболее было распространенно во времена наибольшей стабильности в государствах). Интерес для классицизма представляет только вечное и неизменное, в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства, разделяя принцип Горация «Поучай, развлекая». Английский классицизм, в отличие от Французского (который влиял и на барокко) и Немецкого (который был слабее и заглушался барокко) часто существовал не отдельно от барокко, во взаимодействии и даже переплетении с ним, как в творчестве Джона Мильтона. Классицизм тяготеет к высоким жанрам (драма, трагедия), хотя иногда и пытается возвысить низкие (комедия, трагедии).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector