Литература итальянского и испанского барокко. Лирика Марино и Гонгоры. Теоретики барокко.

Марино сочинял стихи с юных лет. Первый поэтический сборник (Rime) вышел в 1602 г. Наиболее известны его сборники «Лира» (1608—1614) и «Цевница» (1620). К образцам придворной поэзии следует отнести сборник «Эпиталамы» (1616). Отвечающий вкусу маньеризма и навеянный увлечением Марино-собирателя живописи сборник «Галерея» (1619) включает в себя образцы экфрасиса, описаний реальных (в числе их авторов – Микеланджело, Рафаэль и т.д.) и вымышленных живописных полотен и скульптур. Сам Марино особенно высоко ценил свою выдержанную в духе сакрального барокко поэму «Избиение младенцев» (написана около 1605 г., опубликована посмертно в 1632 г.; в XVIII веке неоднократно переводилась на русский язык). В подражание Франческо Берни Марино написал терцинами ряд сатирических стихотворений (капитоли). Под явным влиянием Тассо он начал работать над двумя героическими поэмами: «Разрушенный Иерусалим» (опубл. в 1626) и «Освобождённый Антверпен» (1956), однако не довёл их до конца. Для поэзии Марино, отдававшего предпочтение жанрам мадригала и канцоны (реже он сочинял сонеты, а в «Галерее» активно прибегал к эпиграмме), характерны изощрённость стиля, обилие неожиданных метафор и кончетто (зубы-жемчуг, щёки-лепестки роз), повышенная музыкальность, сочетание метрических и ритмических экспериментов с прочной укоренённостью в поэтической традиции. Все эти особенности были взяты на вооружение итальянскими поэтами XVII века, которых принято именовать маринистами.

Наиболее значительным произведением Марино является пространная любовно-мифологическая поэма в двадцати песнях «Адонис». Поэма включает в себя, наряду с мифологическими эпизодами (связанными, в первую очередь, с любовью Адониса и Венеры), настоящую энциклопедию начала Сеиченто: в «Адонисе» так или иначе отражены и новейшие естественнонаучные достижения, и географические открытия, и актуальные политические события, и обширная литературная традиция (от Овидия и Апулея до Петрарки, Боккаччо), в том числе пасторальная и эпическая. В структуру поэмы положен принцип золотого сечения. Написана октавой. Задумывалась как соревнование с поэмой Тассо «Освобождённый Иерусалим» и в меньшей степени с «Неистовым Орландо» Ариосто.

Гонрога – первое издание его стихотворений – «Поэтические произведения испанского Гомера» — появилось через несколько месяцев после его смерти. «Гомер» — эпитет не к поэтической манере Гонгоры, а к его масштабу, значению его творчества. Его называют создателем новой системы метафор и реформатором поэтического языка. Гонгора стремился к причудливой виртуозности, метафорической зашифрованности образов и экспрессивной затемнённости стиля. Художественные задачи такого рода ставили перед собой культисты – поэты, желавшие противопоставить низкому, безобразному реальному миру прекрасный, возвышенный, изысканный мир поэзии. Гонгора стал их главой и учителем. Жанры: сонеты, романсы. Принято делить творчество Гонгоры на два периода – «ясный» (до 1610) и «темный». В первый период он пишет лирические и сатирические стихи — традиционные сонеты, романсы, летрильи. Плоды второго периода – «Ода на взятие Лараче» (1610), мифологическая поэма «Сказание о Полифеме и Галатее» (1613) и венец поэзии Гонгоры, одна из вершин испанского стихотворного искусства – цикл пасторальных «Поэм уединения». Из задуманных четырёх поэм (*в поле, *на берегу, *в лесу, *в пустыне) написана только одна и начата вторая.

Противниками Гонгоры выступали Лопе де Вега, и Кеведо.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector