Жанровые особенности плутовского романа (на материале произведений Кеведо или Гевары).

Плутовско́й рома́н — европейский литературный жанр, появившийся в Испании в позднее Возрождение как антипод литературного аристократизма и морализаторства. Низовой жанр Барокко. Героями плутовских романов становились жулики, авантюристы, прохиндеи, как правило, вызывающие симпатию читателя. Их жертвами становились добропорядочные обыватели, чиновники, криминальные элементы, а также такие же плуты, как и они.

Демократическая направленность и реалистические тенденции творчества Кеведо проявились в романе «История жизни пройдохи по имени дон Паблос , пример бродяг и зерцало мошенников».

Пикаро (плут, мошенник) – это, с одной стороны, не жанровая выдумка, а социальный тип, пришедший в литературу из жизни, а с другой – отражение мифологического образа плута-трикстера. Принцип реалистической заданности, обусловленности героя средой и обстоятельствами предполагает изменение типовых черт пикаро в зависимости от новой среды и новых обстоятельств. Плутовской роман представляет концепцию человеческой жизни как «путь бед».

Паблос – это плут, порождение действительности Испании, вступающей в новый век. Он существует как бы вне классов, общественных групп и прослоек. Это предоставляет герою свободу перемещения не только в географическом, но и в социальном пространстве, а писателю — возможность подробно, в самых различных вариантах изучить связь между «свободным» пикаро и средой, состоящей сплошь из пройдох разных рангов, вплоть до самых высокопоставленных, которых автор переставляет в любом порядке, создавая неожиданные сочетания и комбинации.

Предельно сближая персонажа-повествователя и героя в начале романа («я, сеньор, родом из Сеговии»), Кеведо окончательно разводит авторское суждение и позицию героя в конце. Автор всё-таки за исправление, а вот действующее лицо, начинавшее свой плутовской путь, как «плут поневоле» (у него вся семья, кто пьяница, кто колдунья, кто палач), по ходу дела входит во вкус и оказывается «плутом по призванию». При этом мир, описанный Кеведо выглядит мрачно и пессимистично. Особенно окончание этого произведения (когда Паблос уезжает в…) словами «Обернулось, однако, все это к худшему, ибо никогда не исправит своей участи тот, кто меняет место и не меняет своего образа жизни и своих привычек». История героя начинается с его малого возраста, после он убегает из дома, знакомится с разными людьми. Сначала ему просто приходится порой становиться на путь воровства и мошенничества, но в последствие это становится для него своеобразным «стилем жизни», развлечением. Паблос совершенствуется в различных «навыках и специализациях» воровского мира, постепенно поднимаясь к верхам этого мира.

Сила романа не в утверждении, а в отрицании. «Роман Кеведо, — пишет К. Н. Державин, — книга горькой правды о жизни своего времени, о гримасах и язвах, обнаруживших себя на фоне внешнего великолепия той монархии, в границах которой не заходило солнце». «История жизни пройдохи» своей критической направленностью связана с сатирическим творчеством Кеведо в целом и является одним из значительных памятников обличительной прозы не только в испанской, но и в мировой литературе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector