Власть в системе политических отношений

Власть-отношения командоавания-подчинения,основан. на исп-ии средств принуждения и убеждения. Универс. черты власти: 1.ассиметричность (субъект власти явл. источником принятия власт.решений,направляющ.власт. отношения в общ-ве):а)первичные субъекты-отдельные индивиды,выражающ.в своей деят-ти как свои личные,так и групп.интересы.б)вторичные с-соц,эк.и др. группы+ пол. орг-ции.(хар-ен более широкий охват обществ.отнош-й и более стройноевыражение власт.интересов. в) с. высшего порядка-пол.элиты и их лидеры,кт.непосредственно представляют во власт.отнош-ях крупные обществ.группы, слои и классы. 2.запад.политологи выделяют 3 побудит. черты властвования:1.желание властвовать(стремление пол.деятелей добиться доверия граждан и даже их восхищения собой.2.желание делать добро. 3.стремление приобщиться к священности. 3.инверсионность-положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных.4.ресурсность (ресурс — опред. основание власти или все те средства,кт.позвол.субъекту власти обеспечивать свое господство в общ-ве. Напр, матер. ценности,правовые нормы и законы,армия,милиция,инф-ция,знания,челов.ресурсы).5.кумулятивность-ориентация любого соц.субъекта на свои собствен. или групп. интересы,что приводит к конфликтам.6.конструирующие способности(пол.власть явл конструктором социальности, средством преобразования соц.пространства)

Специфич.черты власти:1.пол.власть явл. созидателем соц.порядка и соц.отнош-ий, но пол.власть не явл тождествен.по отнош-ю к власти гос-ой.Пол.власть явл лишь одной из форм власти гос-ва.2.Пол.власть наделена свойством полиресурсности (пол.структуры обладают доступом ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общ-ва). 3.идеологизация(с помощью идеологии власть и проводимая ею политика получают идейно концептуализирован.хар-р, ид-я обосновывает цели и хар-р принуждения людей во имя достижения этих целей. 4.наличие различных форм власти: а) полускрытая (теневая)-хар-ся приоритетным влиянием на формир-ие пол.целей гос-ва тех или иных его структур или разного рода лоббистских орг-ций; б)скрытая- действия спец.органов власти (службы безопасности и разведки), деят-ть кт. чаще осущ-ся скрытно,иногда они могут действовать даже против самой власти. в)видимая- форма действия структур и институтов, ориентирован.на открытое публичное взаимод-е с населением или др.пол.субъектами.

Легитимность- обществ. признание власти и ее права на управление. Легальность- юридическ, законодательное обоснование того или иного типа правления(узаконенность власти) Типы легитимности:1.традицион.(на основе веры в священность традиций и обычаев. Напр, наследственная монархия в Великобритании.2.Харизматич.(основ.на безусловном подчинении эктраординарной личности и появл.в исключит.историч.условиях. Она предполдагает веру людей в особен,сверхъестествен.качества вождя или лилера(Наполеон,Петр 1) 3.Легально-рацион(демократич)- вера в справедливость тех рацион. и демокрадич. процедур, на основе кт. формир. система власти. 4.технократическ-осущ-ние политики на базе спец.знаний с исп-ием разнообразной техники, наличие знаний и умение ими распоряжаться.5.идеологическ-строится на активной агитационно-пропагандистской деят-ти власти. (напр,власть в СССР)

Механизм власти- соц.институты и аппарат управления, с помощью кт. обеспечивается господство субъекта над объектом .При этом первый может находиться под констролем второго. Способы властвования:

1.демократич-при участии исполнителей в принятии решен

2.авторитарн-неограничен.власть,не претендующая на полный контроль над подданными. 3.тоталитарн— всеобъемлющий контроль сйбъекта над объектом. 4.конституцион-правление в рамках закона. 5.деспотическ всевластие и произвол. 6.либеральные— уважение свобод и прав личности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector