Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности баланса

Одним из показателей, характеризующих финансовое положе­ние предприятия, является его платежеспособность, т.е. возмож­ность своевременно погашать свои платежные обязательства на­личными денежными ресурсами.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на ос­нове характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денеж­ные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации дан­ного актива, тем выше его ликвидность.

Ликвидность баланса ­возможность субъекта хозяйствования обратить активы в налич­ность и погасить свои платежные обязательства, а точнее — это степень покрытия долговых обязательств предприятия его актива­ми, срок превращения которых в денежную наличность соответ­ствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Ликвидность предприятия — это более общее понятие, чем лик­видность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реали­зации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в дело­вом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привле­кательности.

В экономической литературе различают:

  • ликвидность совокупных активов как возможность их быстрой реализации при банкротстве и самоликвидации предприятия.
  • ликвидность оборотных активов, обеспечивающую текущую его платежеспособность.

На рис. 1.1.1 приведена блок-схема, отражающая взаимосвязь между платежеспособностью, ликвидностью предприятия и лик­видностью баланса, которую можно сравнить с многоэтажным зданием, в котором все этажи равнозначны, но второй этаж нельзя возвести без первого, а третий — без первого и второго; если рухнет первый этаж, то и все остальные тоже.

Следовательно, ликвидность баланса — основа (фундамент) платежеспособности и ликвидности предприятия.

Иными словами, ликвидность — это способ поддер­жания платежеспособности.

Но в тоже время если предприятие имеет высокий имидж и постоянно является платежеспособным, то ему легче поддерживать свою ликвидность.

Рис. 1.1.1. Взаимосвязь между показателями ликвидности и платежеспособности предприятия

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, ко­торые группируются по степени срочности их погашения.

Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные акти­вы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.

Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская задолженность, налоги по при­обретенным ценностям.

Третья группа (А3) — это медленно реализуемые активы (про­изводственные запасы, незавершенное производство, готовая про­дукция). Значительно больший срок понадобится для превращения их в денежную наличность.

Четвертая группа (А4) — это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, расходы будущих периодов, долгосрочная дебиторская задолженность с от­срочкой платежа на год и более.

Соответственно, на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:

П1 — наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение месяца (кредиторская задолженность и кре­диты банка, сроки возврата которых наступили, просроченные платежи);

П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до од­ного года (краткосрочные кредиты банка);

ПЗ — долгосрочные кредиты банка и займы;

П4 — собственный (акционерный) капитал, находящийся по­стоянно в распоряжении предприятия.

Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели:

  • коэффициент абсолютной ликвидности,
  • коэффициент быстрой ликвидности,
  • коэффициент текущей ликвидности.

Эти показатели представляют интерес не только для руковод­ства предприятия, но и для внешних субъектов анализа:

  • коэффи­циент абсолютной ликвидности — для поставщиков мате­риалов;
  • коэффициент быстрой ликвидности — для банков;
  • коэф­фициент текущей ликвидности — для инвесторов.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector