основные функции руково­дителя

Вспомним основные функции руково­дителя и выясним, с какой информацией приходится работать руково­дителю при выполнении той или иной функции.

  1. организация
  2. планирование
  3. контроль
  4. самосовершенствование или нововведения в управлении
  5. управление связями вне организации
  6. управление персоналом

Первая включает в себя  выбор целей организации, постановку основных задач и путей их достижения, контроль за выполнением.

При выполнении этой функции руководителю приходится переработать огромное количество информации: это и изучение всевозможных финансовых, производственных  документов,  периодической  печати, знакомство с новыми законодательными актами. Руководителю необхо­димо познакомиться и с маркетинговой информацией, т.к. выходя на рынок, предприятия особенно нуждаются в оперативных, достоверных данных о ценах, номенклатуре, изготовителях, о состоянии рынка труда и сбыта, о спросе и предложениях в стране и за рубежом. К сожалению, не всегда руководитель может обоснованно выбрать кри­терий оптимальности и поэтому принимаемые им решения по существу оказываются случайными. Следовательно, при принятии решений необ­ходимы иные, научно-обоснованные математические методы управле­ния. С некоторыми из них вы уже познакомились в курсах:

— мат. моделирования

— исследования операций

—  линейного программирования.

  • Функция планирования деятельности предприятия в настоящее время требует огромных знаний, умений, навыков, необходимо разбираться в потоке информации, идущей из различных источников: государственного масштаба, министерских данных, экономических показателей, информации различных финансовых институтов. В развитых странах уже сейчас большая часть работ по плани­рованию передается компьютеру, при этом существенно повышается качество планов.
  • Наладить четкий контроль можно только при четко организованной информационной системе управления. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что возникают такие системы контроля, которые дают возможность обнаружить отклоне­ния от запланированного уровня и даже обеспечивают нахождение ве­роятных причин возникновения.
  • Возьмем следующую функцию руководителя.  Мы ее назвали са­мосовершенствованием или инновационная деятельность Известно, что один из характерных признаков преуспевающих компаний — это изобретательность в непрерывном реа­гировании на любые изменения в окружающей среде.

Руководителю постоянно приходится давать ответы на одни и те же вопросы, вновь и вновь встающие перед ним:

— каким образом заблаговременно обнаружить важнейшие измене­ния, происходящие в условиях работы организации?

— как добиться внедрения нового с минимальными затратами?

— в какую сторону изменить методы работы, чтобы удержать предприятие на плаву? и т. д.

Выполнение данной функции также предполагает работу  с литературой, участие в конференциях, симпозиумах, знакомство с данными социологов и психологов, То есть и выполнение этой функции невозможно без работы с информаци­ей.

  • Следующая функция руководителя — это РR. Это работа со средствами массовой информации, выстраивание отношений с потребителями, с партнерами, с сотрудниками,  с местной общественностью,  с властью.  Для обеспечения эффективного выполнения этих задач от менеджера требуется умение находить нужную  информацию, анализировать ее, хранить и т.д. Кроме того, руководитель должен располагать ин­формацией, обеспечивающей безопасность функционирования его предприятия.
  • И, наконец, функция — управление  персоналом. Это, прежде все­го, конечно, работа с кадрами, включающая в себя подбор и расста­новку кадров, мотивацию трудового поведения работников, их аттес­тацию, обучение и переобучение кадров и т.п. По мнению специалистов, информация о персонале должна соответствовать следующим требованиям:
  1. Простота
  2. Наглядность
  3. Однозначность
  4. Сопоставимость
  5. Преемственность
  6. Актуальность.

Руководителю предстоит работать с информацией, взя­той из баз данных отдела кадров, возможно, требуется проанализи­ровать результаты психологического тестирования. Многим руководителям приходится иметь дело с раз­личного рода оценками деятельности подчиненных, а также с данными социологических исследований. На больших солидных предприятиях  созда­ются целые отделы социального развития (правда на Западе они были созданы десятилетиями раньше), в которых концентрируется колоссальный объем социальной информации, так необходимой для эффек­тивного осуществления управления. Значение социальной информации для руководителя, управленца нельзя недооценивать. Функция «управление персоналом» стала в настоящее время важнейшей частью менеджмента.

По данным исследователей, руководитель тратит до 90 % своего времени на обмен информацией, необходимой для принятия управлен­ческих решений и доведение принятых решений до подчиненных. Без этого он не может выполнять свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, а также в сфере планирования, организации, мотивации и контроля. Осущест­вление такого обмена информацией является связующим процессом для любого управленческого действия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector