Естественно, что работа с таким объемом информации без средств вычислительной техники весьма и весьма затруднительна и неэффективна. Важно на каждом этапе точнее определять возможности автоматизации решения управленческих задач. При этом условно можно выделить три группы:
- формализуемые задачи, как правило, рутинного характера, которые успешно решаются с помощью компьютера. По некоторым оценкам такие задачи составляют лишь десятую часть общего числа задач.
- слабоформализуемые задачи, качественно решать которые отдельно не могут ни человек, ни машина. На их долю по современной оценке, приходится самая значительная часть задач — примерно две трети. Эта группа задач получает все большее разрешение в диалоговом режиме» человек — ПЭВМ».
- остальные неформализуемые задачи, решение которых остается за человеком. В управлении это, прежде всего, значительный круг социально-психологических вопросов, не поддающихся формализации.
Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие виды деятельности: бухгалтерский учет, правовое, справочное и информационное обеспечение, организация труда руководителя, документооборот, экономическая, финансовая деятельность, обучение.
На Западе все большее распространение получают так называемые экспертные системы, полностью рассчитанные на использование ПЭВМ. И речь идет уже не просто о применении ПЭВМ в управленческой практике, а о создании целых информационных технологий, автоматизированных офисов. И тогда в корне меняется организация и техника информационного обеспечения руководителей.
Изменения эти проходят по следующим направлениям:
1. массовое внедрение персональных компьютеров, как составных частей информационных систем, связанных с сетью банков данных;
2. автоматизация отдельных функций руководителя (планирование, контроль);
3. совершенствование средств коммуникаций, особое значение приобретает система телекоммуникаций, которая дает возможность проводить заочно совещания, конференции и т.п. между отдельными лицами, быстро получать информацию исполнителями.
Что же представляет из себя АРМ руководителя?
АРМ как часть информационной системы управления представляет совокупность технических, программных, математических и информационных средств для существенного повышения эффективности всех процессов обработки информации и принятия решения человеком
Разрабатывается АРМ руководителя на базе персонального компьютера. На начальном этапе руководителям оказывается достаточным:
— систематизированное хранение информации,
— быстрый поиск информации,
— регулярное обновление, корректировка,
— статистическая обработка данных для выявления тенденций и прогноза,
— доступ к данным других ЭВМ.
Для их решения необходима специальная операционная среда, пакеты прикладных программ. По мере того, как будет возрастать информационная и компьютерная грамотность руководителя, будет возрастать и потребность в дальнейшем совершенствовании его автоматизированного рабочего места.
Первые шаги внедрения вычислительной техники в аппарате управления показали, что процесс этот трудный, неоднозначный, но вместе с тем неизбежный.