Роль исследований в обществе

Слушая радио, просматривая телевизионные программы или читая газеты, мы постоянно стакиваемся со словом «исследование». Результаты исследований сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Обсуждение социальных проблем в СМИ невозможно без ссылок  на результаты проведенных исследований общественного мнения. На данные неких исследований ссылаются и политик, обосновывающий правильность своих решений, и расчетливый рекламодатель, считающий, что это заставит нас поверить в высокое качество предлагаемого им товара. А создатели научно-популярных фильмов знакомят нас непосредственно с результатами исследований ученых. Все это свидетельствует о широком значении слова «исследование» при использовании его человеком в бытовой лексике.

Большинство подобных случаев употребления слова «исследование» к исследованиям в полном смысле слова отношения не имеет. Можно выделить три основных способа такого употребления этого термина:

1)    для описания сбора фактов или информации без четко обозначенной цели;

2)для подбора и организации фактов или информации без последующей их интерпретации;

3) в качестве термина, благодаря использованию которого предлагаемая продукция или идея будут замечены и оценены.

Первый вариант использования термина «исследование» подчеркивает, что, хотя исследования и предполагают сбор информации, исследовательский процесс — это нечто большее, чем чтение некоторых специальных книг или журналов или опрос респондентов на определенную тему. Сбор данных, несомненно, может быть частью исследовательского процесса, но если он осуществляется не на си­стематической основе и без четко обозначенной цели, то назвать его проведением исследования нельзя.

Второй способ отражает ситуацию, характерную для составления многих видов отчетов. При этом взятые из различных источников данные обобщаются в едином документе со ссылкой на использован­ные источники без какой-либо их интерпретации. Сбор информации из различных источников может быть этапом проведения исследова­ний, но без интерпретации этих данных такой процесс исследовани­ем не является.

И наконец, нет ничего плохого в том, что кто-то использует тер­мин «исследование» с тем, чтобы его идея или продукт заслужили внимание и доверие людей. Однако в большинстве случаев, когда пытаешься узнать более подробно о таком исследовании, то либо по­лучаешь очень общий ответ, либо вовсе не получаешь ответа.

Сказанное позволяет сделать вывод, что понятие «исследование» имеет ряд четко выраженных характеристик:

— сбор данных происходит на систематической основе;

— данные обрабатываются с целью их интерпретации;

— существует четкая цель — выяснить суть вещей.

Таким образом, исследование — это некий вид человеческой де­ятельности, направленной на выяснение сути вещей на системати­ческой основе, посредством чего пополняются человеческие знания. Из нашего определения очень важно понять две фразы; «системати­ческая основа» и «выяснение сути вещей». Слово «систематический» означает, что проводимые исследования основываются на логических взаимосвязях, а не на чьих-либо убеждениях. Это значит, что при выполнении исследовательского проекта вам необходимо обосновать целесообразность использования выбран­ных методов сбора данных, доказать, что полученные результаты можно интерпретировать, и пояснить ограничения, связанные с ис­пользованием этих методов. Необходимость «выяснения сути вещей» обусловлена предположением, что существует множество возможных целей проведения исследований. Целью может быть: описание, объяснение, понимание, критика и анализ. Из этого также следует, что существует четко определенная цель – найти ответ на поставленные вопросы.

Исходя из приведенного выше определения исследования, понятие «экономические исследования» можно сформулировать как «проведе­ние систематических исследований с целью постижения процессов и явлений в области бизнеса и менеджмента».

Уникальность сферы интересов экономических исследований определяется тремя факторами :

1)    способами приобретения менеджерами знаний из других дисциплин;

2)     фактом, что менеджеры — это, как правило, влиятельные и занятые люди, а значит, они не склонны поддерживать исследова­ния, если не видят в них личных или корпоративных выгод;

3)     требованием иметь практические результаты от любого проекта, либо в форме руководства к действию, либо в качестве перечня воз­можных практических результатов исследовательских изысканий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector