Преимущества и недостатки вступления Украины в ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) является международной межправительственной организацией, основанной в 1994 г. согласно договору, заключенному в г. Марракеш (Марокко) в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Согласно соглашению, странами-основателями ВТО стали все стороны-участницы ГАТТ. Правовой основой ВТО является Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г., включительно с рядом новых соглашений, договоренностей и решений, Генеральное соглашение по торговле и услугам (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также другие правовые акты и международные договоренности.

В современных условиях аббревиатура ВТО имеет двойное значение: во-первых, ВТО является организацией, во-вторых, ВТО — это комплекс правовых документов, который определяет права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Итак, среди основных задач ВТО — поддержка и развитие «определенных правил игры» движения товаров и услуг, по которым работают правительства стран-членов ВТО.

Современная ВТО — ведущая международная организация, членами которой являются 149 стран мира, на долю которых приходится около 96% объема мировой торговли. В последнее время сфера деятельности ВТО расширяется и предполагает не только регулирование торговых потоков, но и международное экономическое регулирование капитала и рабочей силы. Членство в этой организации стало практически обязательным условием для любых стран, которые стремятся интегрироваться в мировое хозяйство.

Украина участвует в процессе присоединения к Всемирной торговой от декабря 1993 года, когда было подано заявление правительства нашей страны о намерении присоединиться к ГАТТ. С тех пор начинается длительный процесс многосторонних переговоров по вступлению Украины в ВТО, которое продолжается и сейчас и имеет своих сторонников и оппонентов.

Членство в ВТО предполагает согласованность нормативно-правовой базы, которая в Украине сформирована недостаточно. Необходимо отметить, что последний срок вступления Украины в ВТО предусмотрен на февраль 2007 года. До этого периода необходимо просмотреть или ввести десятки евростандартам, которые приблизят Украину к общепринятым нормам. Сейчас существует еще много вопросов относительно преимуществ и недостатков такого вступления, будущих перспектив развития экономики Украины как на макро-, так и микроуровнях. Нерешенными остаются вопросы стратегии и тактики развития экономики после вступления в ВТО, развития национальных преимуществ, приоритетов и возможностей деятельности отечественных товаропроизводителей.

Используя собственные исследования, исследование Национального института стратегических исследований, периодическую специальную литературу, данные Государственного комитета статистики Украины сделаем некоторые обобщения и выводы.

Стремление Украины интегрироваться в мировую экономику требует гармонизации современной системы макроэкономического регулирования, и прежде нормативно-правовой базы, производственно-технологической и внешнеэкономической политики Украины с соответствующими системами стран-членов ВТО. Требованием сегодняшнего дня для украинских производителей и менеджеров является изучение и применение международных и европейских стандартов, технических регламентов, процедур оценки соответствия и рыночного надзора, способствующие обмену товарами и услугами с торговыми партнерами, повышению эффективности, качества и конкурентоспособности на всех уровнях: от производства до потребления продукции.

Решительная либерализация внешнеэкономической деятельности Украины, которая состоялась в середине 90-х годов ХХ века, позволила достичь динамичного роста товарооборота. Все же до сих пор не произошло качественных изменений в товарной структуре экспортно-импортных операций Украины. К сожалению, основными статьями украинского экспорта остаются товары с относительно небольшой долей конечной продукции. Так, по данным Государственного комитета статистики Украины в 2005 году, 40,9% украинского экспорта приходится на черные металлы и изделия из них, 13,8% — минеральные продукты, включая нефтепродукты, руды металлов, природный газ и т.п., 8,7% — продукция химической промышленности. Машиностроительная продукция составляет лишь около 13% экспорта (табл.).

Медлительность модернизации и расширения качественных показателей экспорта приводит к потере принципиально важных рынков сбыта. Анализ указанных показателей свидетельствует, что украинская экономика в глобализационных процессах занимает в международном разделении труда место, которое присуще ориентированным на сырье низкотехнологичным странам. Это существенно сужает возможности отечественных субъектов хозяйствования воспользоваться преимуществами экономической глобализации, а также ограничивает траекторию экономического развития страны. Поэтому назрела настоятельная необходимость формирования новой стратегии внешнеэкономической политики Украины, которая предусматривает изменение специализации на мировом рынке товаров и услуг, применение новых методов приспособления к требованиям современного мирового рынка.

Теперь уже можно констатировать о завершении этапа либерализации экспорта вследствие осуществления относительно мягкой политики селективного протекционизма в разрешенных нормами ВТО пределах. Однако назрела необходимость перехода к государственной политике широкомасштабной поддержки и стимулирования экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости, высокотехнологичной продукции и товаров с длительным циклом производства. Для реализации активной экспортной политики необходимо, опираясь на опыт других стран, создавать соответствующие инструменты ее реализации, и прежде всего систему государственной кредитно-страховой поддержки экспорта.

Внешнеэкономическая политика должна постоянно рассматриваться в неразрывном единстве с социально-экономическими процессами страны. Такое сочетание позволит анализировать влияние внешнеэкономических тенденций по конкурентоспособности национальной экономики, выявлять «узкие» места и вводить соответствующие меры.

Без членства в ВТО, в нынешних условиях, невозможно использовать преимущества мировой торговли и гарантировать отечественным товаропроизводителям международно-правовой защите от недобросовестной конкуренции на мировом и региональном рынках. Так, по мнению экспертов, цифра ежегодных потерь украинских производителей вследствие антидемпинговых расследований в различных странах мира достигает 8 млрд. долл. США.

Каковы же основные принципы ГАТТ / ВТО относительно торговой политики страны-члена ВТО:

во-первых, она должна быть лишена какой-либо дискриминации, — страна не должна предвзято относиться к тем или других торговых партнеров, так же не нужно проводить различие в политике в отношении национальных и иностранных производителей товаров и услуг;

во-вторых, торговая политика должна быть предсказуемой, — иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые барьеры не будут применяться без согласования с торговыми партнерами;

в-третьих, открытой для честной конкуренции, — через предотвращения использования «нечестных» приемов (экспортные субсидии, продажа товаров по демпинговым ценам для завоевания рынков сбыта);

в-четвертых, благоприятной для слаборазвитых стран, — предоставление переходного периода на приспособление к новым условиям, использование специальных льгот для смягчения этого перехода.

Торговая система ГАТТ / ВТО построена на нескольких основных правилах:

1) защита отечественной промышленности только с помощью тарифов. Тарифная защита внедряется одновременно с запретом странам-членам использовать количественные ограничения импорта;

2) тарифные ставки должны быть уменьшены и связанные против дальнейших повышений. Согласно соглашений ГАТТ / ВТО тарифы и другие меры, которые страны применяют с целью защиты внутреннего производства, нужно уменьшить и, где возможно, отменить после проведения переговоров с другими странами-членами. Тарифные ставки, согласованные в ходе переговоров, и другие обязательства, которые берут на себя страны, приводятся в Списках уступок;

3) торговля на основе положений РНБ. Если страна-член ВТО предоставляет одной стране какие-либо преимущества в отношении любого товара, то она должна сразу же предоставить такой режим аналогичным товарам других стран. Обязательства по предоставлению режима наибольшего благоприятствования не ограничивается тарифами, а касается также любых сборов, налагаемых в связи с импортом или экспортом; правил и формальностей, связанных с импортом или экспортом; внутренних налогов и сборов на импортные товары, а также законов, постановлений и требований, влияющих на их продажу, применение количественных ограничений и т.п.;

4) национальный режим. Требует, чтобы импортному товару, который пересекает границу после уплаты пошлины и других сборов, предоставлялись условия, не менее благоприятные, чем аналогичным товарам, производимым отечественными товаропроизводителями.

Среди основных преимуществ, которые предопределяют решения страны присоединиться к ВТО, выделяют облегчения доступа к международным рынкам, отмена относительно страны дискриминации и нетарифных барьеров, доступ к многосторонних механизмов разрешения споров и возможность влиять для защиты национальных интересов на условия регулирования мировой торговли. Членство в ВТО трактуют как системный фактор развития национальной экономики, создание прозрачного и прогнозируемого конкурентного и благоприятной инвестиционной среды.

Характер торговых отношений в мире показывает, что принципы и правила, провозглашенные ВТО, не всегда выполняются по объективным и субъективным причинам. В частности в условиях развития транснационализации капитала влиятельность ведущих транснациональных корпораций мира превышает уровень влиятельности многих национальных правительств. Учитывая, что соглашение ГАТТ / ВТО имеет межгосударственный характер и распространяется на государственное регулирование внешней торговли, она не является обязательной для выполнения крупными корпорациями.

На этом этапе вступление страны в ВТО можно рассматривать как необходимую предпосылку либерализации режима торговли между Украиной и ЕС, создание зоны свободной торговли и обеспечения постепенной интеграции Украины в Евросоюз.

Наряду с положительными факторами вступления Украины в ВТО необходимо обратить внимание на существенные препятствия по реализации позитивных ожиданий поступления. Например:

1) отечественным товаропроизводителям необходимо реально оценить свой производственный и научно-технический потенциал и овладеть современными конкурентными преимуществами;

2) вследствие ценовой конкуренции, требований международных стандартов следует ожидать сокращения традиционных рынков сбыта для украинского экспорта;

3) существуют проблемы несогласованности украинских национальных стандартов качества продукции международным нормам;

4) существование антидемпинговых процессов против Украине является фактически основной целью недопущения нежелательных партнеров на рынки сбыта;

5) снижение уровня тарифной защиты результате связывания тарифных ставок;

6) признание Украины как государства с рыночной экономикой не дает определенных преимуществ в переходный период вступления в ВТО.

Вступление Украины в эту организацию блокирует также некоторые традиционные инструменты государственного регулирования:

1.Приеднання в ВТО требует отмены предоставления национальным производителям большинства льгот, освобождений от налогообложения, пошлин, платежей.

2.Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах запрещает прямое списание задолженности государству или предоставление средств для погашения задолженности.

3.Угода о государственных закупках ВТО (1994 г.) вводит ограничения относительно государственных закупок, которые должны осуществляться только на тендерной основе, причем с обеспечением равноправного участия в этих тендерах как национальных, так и иностранных производителей. Это в свою очередь ограничивает возможности стимулирования национальных производителей средствами государственных закупок, уменьшается действенность бюджетной политики.

4. Либерализация финансовых услуг может привести к активизации спекулятивного капитала. Это уменьшает контролируемость финансового сектора. Либерализация финансовых потоков в комплексе с ограничительными мерами по украинским финансовых структур в рамках предотвращения «отмывания» денег (требования FAT F) создает неблагоприятные конкурентные условия для украинских банков, страховых компаний, инвестиционных фондов.

5.Угода ТРИМС (о связанных с торговлей инвестиционным мерам) ограничивает выдвижение требований к иностранным инвесторам относительно использования ими национальных комплектующих, регулирование импорта комплектующих и доли экспорта в производимой продукции. Это уменьшает подконтрольность деятельности иностранных инвесторов, препятствует регулированию отраслевой и региональной структуры иностранных инвестиций.

Следовательно, государство оказывается ограниченной в своих инструментах реализации экономической политики, обеспечения конкурентоспособности производства. Изменение регуляторной среды ощущаться на положении отраслей экономики, в отношении которых применялись в свое время определенные рычаги государственного регулирования, а после их отмены увеличиваться расходы и уменьшаться прибыль. К таким отраслям относятся сельское хозяйство, сельское машиностроение, автомобиле-, авиа-, судостроение, электронная промышленность, легкая и некоторые подотрасли пищевой промышленности и др.

Экономическая политика Украины относительно минимизации негативных последствий присоединения к ВТО должно обеспечивать следующие направления:

• модернизацию системы защиты внутреннего рынка в соответствии с требованиями ВТО;

• поддержку экспортных производств и совершенствования структуры экспорта;

• структурную перестройку национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности в соответствии с требованиями международной конкуренции.

Для эффективного вхождения Украины на международные экономические рынки правительству необходимо срочно разработать систему защиты внутреннего рынка, умело использовать имеющийся экономический потенциал страны, повышать конкурентоспособность как отечественного товаропроизводителя, так и отечественного потребителя. Ведь отсутствие целостной стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики не только обусловливает торможение национального экономического развития, но и приводит к значительным осложнениям в межгосударственных торговых отношениях Украины с другими государствами.

Для налаживания равноправных партнерских отношений с другими странами, правительство в ближайшие времена должен:

• совершенствовать полноценный рынок факторов производства и банковской системы (кредитование, страхование, инвестиционно-инновационные проекты);

• улучшать инвестиционный имидж страны;

• осуществить качественные изменения специализации Украины в мировом разделении труда за счет внедрения комплексной экспортной стратегии, ориентированной на повышение доли в экспорте инновационной и традиционной украинской продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, увеличение предоставления высокотехнологичных услуг;

• активизировать роль международной научно-технической кооперации, прежде всего на стадиях коммерциализации разработок;

• повышать конкурентоспособность национальной экономики на основе формирования высокотехнологичной экономики;

• переориентировать импортную стратегию с комплексным решением проблем модернизации национальной промышленности и активной политики импортозамещения (ограничение ввоза в страну импортных товаров, которые могут вырабатываться у нас);

• наращивать экспортные возможности отечественной транзитной системы.

Учитывая существующие уникальные природно-климатические условия Украины, нельзя не использовать этот потенциал для современного развития сельского хозяйства, агропромышленного комплекса, «зеленого» туризма.

Практическая реализация ориентиров внешнеэкономической стратегии Украины требует реализации конкретных мер государственного регулирования уже в кратко-и среднесрочном периодах:

1. Внедрение мероприятий по поддержке экспортеров, в частности, упрощение таможенных процедур; внедрение специализированной системы экспортного кредитования; упрощение процедуры предоставления разрешений на экспорт капитала с целью создания за рубежом сбытовых и сервисных сетей отечественных товаров.

2. Обеспечение информационной поддержки экспортной деятельности, в частности усиление практической работы торгово-экономических миссий за рубежом по расширению возможностей сбыта продукции украинских производителей, введение производственной кооперации, защиты их интересов на внешних рынках.

3. Внедрение инструментов поощрения инвестиционного импорта, в частности импорт технологического оборудования и технологий, которые вносятся в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий не облагается налогом на добавленную стоимость.

4. Содействие деятельности стратегических иностранных инвесторов.

5. Разработка стратегической программы адаптации и реализации существующего потенциала экономики Украины к членству в ВТО, в частности овладеть инструментарием защиты внутреннего рынка, который предусмотрен документами ВТО; проанализировать условия и сроки системной защиты приоритетных отраслей экономики, максимально используя механизмы, разрешенные ВТО; разработать специальные меры, направленные на компенсацию ожидаемых краткосрочных негативных последствий от вступления в ВТО; подготовить специалистов, способных использовать правовые нормы ВТО и действующую систему разрешения споров для отстаивания интересов Украины на внешних рынках.

Используя опыт стран, новых членов ВТО, следует модернизировать политику продвижения Украины к членству, направив ее на приоритетное использование преимуществ от членства для укрепления конкурентоспособности национальной экономики. Такая политика должна включать:

1. Осуществление инвентаризации и предметное изучение возможностей использования в условиях Украины всех защитных средств, разрешенных системой ГАТТ / ВТО. Сбор информации о торговой политике стран в этой сфере. Определение направлений институциональных и экономико-правовых изменений, необходимых для их применения в полном объеме.

2. Гармонизация системы стандартов в строгом соответствии с требованиями технологической, экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности, а также технологической и экономической целесообразности.

3. Обновление сроков переходных периодов для реструктуризации неконкурентоспособных и «проблемных» сейчас отраслей и производств.

4. Нивелирования негативного социального эффекта.

ВТО является мощной международной организацией. Последовательная и системная реализация стратегических и тактических мероприятий современной экономической политики Украины будет способствовать адаптации и вхождению национальной экономики к ВТО, что будет определенной гарантией прозрачности экономических и политических механизмов. Задержание и промедление со вступлением в эту организацию может привести к торгово-экономической изоляции Украины от международного сообщества, потери определенных рынков продукции, снижение конкурентоспособности отечественного производства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector