Обслуживание объекта – это комплекс мер, предпринимаемых обслуживающим персоналом, которые предусмотрены инструкцией по эксплуатации объекта и направлены на обеспечение его работоспособности. В состав таких мер входят:
1) выполнение всех предписаний по работе обслуживающего персонала в период использования объекта по назначению;
2) профилактические работы, т. е такие работы, которые проводятся в период перерывов в работе объекта и предназначены для определения его состояния и устранения выявленных при этом дефектов;
3) обеспечение объекта запасными изделиями, материалами, приспособлениями и контрольно-измерительным инструментом.
Работа обслуживающего персонала в период работы объекта по назначению обычно выделяется в самостоятельное направление работ. Они представляют техническое обслуживание объекта в узком смысле этого термина.
Влияние обслуживания АИС на ее эффективность и надежность определяется тем, что АИС – это система не автоматическая, а автоматизированная. На человека, использующего и обслуживающего объекты АИС, возлагаются определенные функции. Он готовит объект к работе, включает в рабочее состояние, наблюдает за рабочим процессом, организует и проводит контроль за техническим состоянием объекта в процессе работы, своевременно реагирует на команды и сигналы при нормальном состоянии рабочего процесса и при аварийных ситуациях. Все это человек, обслуживающий объект, обязан делать с требуемой точностью и быстротой. Отклонения от требований приводят к нарушениям функционирования и к отказам, иногда с катастрофическими последствиями.
Технические средства должны проектироваться так, чтобы учитывались при этом психофизиологические особенности человека, использующего эти средства. К таким особенностям человека относятся:
1) ограниченная быстрота реакций на возникающие сигналы;
2) утомляемость под влиянием непрерывной работы;
3) ограниченное восприятие световых и звуковых сигналов.