характерные черты НАФТА

Определяющее значение имели следующие характерные черты НАФТА.

Это соглашение не только касалось либерализации торговли, сокращения и последующей отмены тарифных и нетарифных барьеров в течение 15 лет, оно охватывало широкий круг вопросов инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность.

Принятые дополнительные соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству расширили круг договоренностей и продемонстрировали определенное влияние заинтересованных групп, профсоюзов и экологических организаций трех стран-участниц. В первом Североамериканском соглашении по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC — North American Agreement on Ecological Cooperation) были установлены экологические стандарты, правила контроля над соблюдением их и определены механизмы разрешения споров. В 1993 г. была учреждена Комиссия по экологическому сотрудничеству НАФТА, в рамках которой действовали рабочие группы по секторам, таким как, например, транспортировка опасных продуктов. Подобные экологические положения на сегодняшний день следует считать образцовыми для региональных экономических соглашений. Второе Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству — 1994 г. (NAALC — North American Agreement on Labour Cooperation) — имело целью, как указывается в преамбуле соглашения, создание «новых возможностей для занятости и улучшения условий труда и жизненных стандартов», «защиты, усиления и развития прав трудящихся в рамках региона НАФТА».

В 1994 г. была учреждена в качестве исполнительного института, ответственного за выполнение его принципов, трехсторонняя Комиссия по трудовому сотрудничеству. Все три страны создали Национальные административные офисы для расследования нарушений, а также развития связей, анализа политики каждой страны и всестороннего взаимодействия. В североамериканской системе предпочтение отдавалась свободному рынку перед вмешательством государства, корпоративная культура ТНК играла в регионе значительную роль. НАФТА расширило круг обязанностей своих членов, охватывающих многие сферы государственной политики и проникающих глубоко в правовую и даже административную систему. Так, соглашение определяло основные правила поведения и нормы регулирования для стран-членов, оказывало определенное воздействие на их законодательство. Наложение нормативной системы НАФТА на три государства в условиях растущей глобальной конкуренции позволило североамериканским ТНК загрузить пустующие мощности своих филиалов и реструктуризировать операции по обслуживанию единого континентального рынка. Если перевести данную экономическую формулировку на институциональные термины, то станет понятным, что НАФТА для североамериканских фирм и предприятий действовала как «экономическая конструкция» первостепенной важности; это соглашение обеспечивало права и механизм, которые предоставляют корпоративному капиталу большую гибкость и мобильность в рамках региона. Создан специальный механизм обсуждения как межгосударственных торговых конфликтов, так и споров на специальных форумах для корпораций и представителей правительств. В то же самое время правительства трех стран привлекали иностранные инвестиции путем уменьшения налогов, при помощи специального регулирования. Одновременно, запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных инвестиций, НАФТА устанавливало протекционистские правила против внеконтинентальных производителей, в частности в текстильной промышленности и автомобилестроении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector