НАФТА как политическая структура

С точки зрения двух периферийных государств — Мексики и Канады — НАФТА может рассматриваться как некая политическая структура, навязанная Соединенными Штатами. По мнению ряда экспертов, в таком виде она становится внешним дополнением к политической системе каждой страны: ограничивает власть правительств, определяет общие права граждан, обеспечивает судебные (юридические) процедуры для разрешения споров, предоставляет пути для ратификации поправок к соглашению; создавая НАФТА, и тем более ратифицируя соглашение, правительства стран-участниц сознательно пошли на делегирование части своих суверенных прав в угоду общего блага. В смысле социальных ценностей, она представляет институциональную попытку зафиксировать практику неолиберализма в соседних с США странах и постепенно изменить баланс политических сил внутри этих двух стран. Однако рассмотрение практического опыта НАФТА, его положений и условий, реальных результатов доказывает, что реконфигурация Северной Америки не происходит исключительно под диктовку США. Каждая из сторон соглашения преследует свои национальные интересы. Роль, которую сыграли в НАФТА Мексика и Канада, показывает, что Вашингтон не определяет единолично процессы развития региональной интеграции, хотя и является ее лидером.

Одной из характерных черт региональной интеграционной системы в Северной Америке является тот факт, что, хотя в экономических, политических и социальных структурах участвующих стран имеются большие различия, все три страны под влиянием свободной торговли испытывают значительные изменения.

С реализацией ФТА и НАФТА возникли принципиально новые условия развития экономики Канады: под прямым воздействием положений НАФТА и косвенным — бюджетного кризиса в государстве и соответствующей политики сокращения государственного долга и дефицита — были проведены существенные изменения в экономической системе: структурная перестройка и модернизация канадской промышленности, приватизация основных государственного предприятий, радикальные реформы в механизме государственного регулирования в сфере экономики.

Сокращение тарифов и расширение доступа к государственным поставкам расширился экспорт страны; с помощью новых правил и процедур, ограничивающих воздействие протекционизма на торговлю, увеличился доступ на американский рынок; улучшился инвестиционный климат, при этом две трети общего объема прямых иностранных инвестиций в Канаду приходится на США; четкое определение финансовых программ помощи (или субсидий) в сфере промышленности, сельского хозяйства и рыболовства уменьшило угрозы компенсационных пошлин; выросли канадские инвестиции и экспорт в Мексику. В то же самое время к Мексике отошла определенная доля американского рынка в секторах, где две страны уже соперничали до НАФТА: в автомобилестроении и производстве запчастей к ним, нефтепродуктов, информационно-компьютерного оборудования, поставок цинка. Кроме того, дешевый импорт из Мексики представляет некоторую угрозу для отдельных отраслей канадской промышленности (текстильной, легкой), появилась проблема оттока рабочих мест и инвестиций из Канады через компании, заинтересованные в перенесении своего бизнеса в страну с более дешевой рабочей силой. В Канаде продолжают высказывать сомнения о том, что относительно долгосрочная конкурентоспособность США внутри глобальной экономики; ослабление американской экономики и реструктуризация ТНК, базирующихся в США, может оказать прямое и негативное воздействие на Канаду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector