НАФТА негативно влияет на социальную политику правительства

Наконец, НАФТА не освободило полностью канадские товары от американского протекционизма: администрация Клинтона сразу после прихода к власти устанавливала новые тарифы на импорт стали, есть опасения, что новая администрация Дж. Буша-младшего продолжит такую же политику. Многие считают, что НАФТА негативно влияет на социальную политику правительства. Возникла некоторая настороженность и беспокойство относительно возможной долгосрочной угрозы независимости Канады в связи с усиливающейся гармонизацией ее политики с США, а также размыванием и утратой культурной обособленности Канады.

Для Мексики НАФТА стало средством ускорения экономического роста благодаря инвестициям в производство, большей частью ориентированного на американский рынок; инициировало текущие экономические реформы; обеспечило определенную защиту мексиканской промышленности от потерь на американском рынке из-за конкуренции канадских товаров, имеющих преимущества по соглашению ФТА. Через региональное объединение Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику; из одной из наиболее закрытых для внешней торговли и инвестирования экономик страна превратилась за короткое время в одну из наиболее открытых. Особое значение для Мексики имело также решение вопроса о задолженности после значительных финансовых потерь, понесенных в 80-е годы, во время структурной адаптации. Правительство добилось крупных кредитов от США в целях реализации соглашений по свободной торговле. С помощью НАФТА Мексика трансформировалась в экспортирующую страну конечной и промежуточной промышленной продукции, которая составила около 85% общего экспорта в США в 1988 г., в то время как нефть — всего 5%. Многие внерегиональные компании переносят свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику увеличились с 4-5 млрд. долл. в 1993 г. до 10 млрд. долл. в 1999 г. В целом НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая делает отход от нее в будущем затруднительным, а возвращение к экономической изоляции — практически невозможным.

С другой стороны, рыночная экономика развитых стран «первого мира», пытающихся создать глобальную систему производства, сосуществует одновременно с неразвитыми странами «третьего мира», население которых живет в условиях крайней бедности и социальной напряженности. Так, в Мексике заработная плата в некоторых секторах упала с 80-х годов на 50%, а безработица достаточно высока, следовательно, заработная плата в перспективе не будет увеличиваться. Ориентируясь на дешевую рабочую силу, ТНК захватывают позиции и вытесняют малый бизнес и фермеров (источник дополнительных рабочих мест). ТНК также могут не торопиться с внедрением инноваций и технологий. Мексика не улучшила свои трудовые стандарты, особенно в сфере детского труда, подростки 14-15 лет работают по 36 часов в неделю, дети составляют треть рабочей силы Мексики.

Иными словами, если страны НАФТА должны демонстрировать высокий уровень взаимодополняемости своих составных частей, то Мексика, в которой доход на душу населения составляет всего лишь одну восьмую от уровня США, действительно вряд ли может рассматриваться как полноправный участник североамериканской системы. Сильная миграция из сельскохозяйственных районов, социальное напряжение в Мексике и политическая дезинтеграция при слабой президентской власти грозят нарушением привычного статус-кво в южной части континентальной системы. 2 июля 2000 г. правящая Институциональная революционная партия (ИРП) впервые с 1929 года потеряла президентство. Можно провести прямую зависимость между созданием НАФТА, с одной стороны, и принятием экономики открытого рынка и демократизацией — с другой. Вновь избранный президент Винсент Фокс заявил о намерениях Мексики и дальше активно участвовать в НАФТА, подчеркнув что «именно данное соглашение предоставило возможность его стране стать равным партнером США и Канады».

Интеграция стран в общий рынок часто происходит болезненно. В теории, цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, так как она стартовала с более слабой экономической позиции. Другие торговые соглашения устраняют такое неравенство между партнерами, создавая компенсационный финансовый механизм (как в Европейском Союзе). Согласно исследованию Центра североамериканской интеграции и развития в Лос-Анджелесе, Мексика может получать в форме помощи 96 млрд. долл. ежегодно. Однако Вашингтон старается избегать привязки вопросов помощи в развитии и специальных фондов к НАФТА и признает наиболее реальным расширение Североамериканского банка развития и двустороннего агентства по кредиту (1995 г.), а также поддержку экологических приграничных проектов.

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами — Северной Америкой, Западной Европой и Японией, но уже на новом этапе и в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил. Резко увеличилось значение стран — членов НАФТА в глобальной экономике, экономическое развитие других стран уже не может происходить без взаимодействия с таким крупным региональным блоком.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector