Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье (на рубеже 1940-1950-х годов ХХ века)


Одним из самых трагических периодов в истории христианской церкви на Закарпатье были 1940-1950 гг XX века. Воинствующий атеизм, который пыталась воплотить в жизнь КПСС, объявлялся государственной идеологией. Существование альтернативного мировоззрения запрещалось, против него боролись карательные органы. Чтобы ослабить и устранить влияние церкви и духовенства на общественное сознание, советский режим прибег к репрессиям. Под прицел органов попали представители всех религиозных культов, включая православной церкви.

Необходимо заметить, что несмотря на важность исследуемой проблемы и ее актуальность в связи с реабилитацией советских жертв, тема репрессий против священников православной церкви на Закарпатье есть малодосны. Особое внимание привлекает книга А. Довгань-ча и А. Хланты, где авторы на материале многих источников осветили вопросы советских репрессий в Закарпатье против духовенства греко-католической, православной, ры-мо-католической и других церквей.

Источниковой базой предлагаемой публикации стали документы, хранящиеся в фондах архива Управления Службы Безопасности Украины в Закарпатской области и монастырских архивов.

Первой жертвой советской власти среди православного духовенства в Закарпатье стал бывший администратор Мукачевско-Пряшевской православной епархии игумен Феофан (Сабов). 14 июня 1946 в с. Уютное (Тошнадь) Береговского района Закарпатской области игумена Феофана и его брата о. Петра был убит советскими солдатами. В архиве Свято-Николаевского монастыря с. Иза-Карпутлаш Хустского р-на автор обнаружил книгу-рукопись, в которой представлены 63 биографии монахов, проживающих в монастыре в 1920-1950-х годах. Среди них находим и некоторые факты из жизни игумена Феофана. Родился он 27 сентября 1905 в с. Иза, на 18 году жизни поступил послушником в монастырь. Образование получил в монастырской школе в Раковице и в духовной семинарии в Битоле (Сербия), после чего работал священником в ряде сел области. В 1941 г. в связи с отъездом епископа Владимира (Раич) назначен администратором епархии. В 1944 г. возглавлял делегацию православного духовенства в Москву, с просьбой перехода православной церкви под юрисдикцию РПЦ.

В исторической науке существуют две версии относительно убийства игумена Феофана. Некоторые говорят о спланированной акции НКГБ, другие утверждают, что это был обычный преступление военных. Будем склоняться ко второй версии, которую подтверждает статья в газете «Закарпатская Украина» от 26 июля 1946. В статье «Из зала суда. Убийц к расстрелу »указывалось:« Военный трибунал н-ской части в составе председательствующего гвардии подполковника юстиции тов. Гончарова, членов трибунала младшего лейтенанта тов. Кривошеина, рядового тов. Чистяго, при секретаре — гвардии младшему лейтенанту тов. Максиму, рассмотрел в открытом судебном заседании в присутствии 2,5 тыс. крестьян дело об убийстве братьев Сабо-вых, жителей с. Тошнадь Береговского р-на. Перед трибуналом стали обвинены: Пушкарь Григорий Васильевич, Ванюшкин Владимир Петрович, Коровий Андрей Семенович, Сергеев Петр Ефимович, Дергач Михаил Михайлович. Они сделали воровской поступок — убийство с целью ограбления братьев Сабов Феофана и Петра. Непосредственными убийцами были Пушкарь и Ванюшкин. Рассмотрев дело, военный трибунал приговорил к расстрелу Г. Пушкаря и В. Ванюшкина. Другие подсудимые, как непосредственные пособники совершенного преступления, осуждены к различным срокам тюремного заключения от 8 до 10 лет. Крестьяне, присутствовавших на процессе, горячими одобрениями встретили приговор военного трибунала ». Похоронили братьев 18 июня 1946 на кладбище Липчанский-го монастыря.

С конца 1944 до 1956 г. за антисоветскую пропаганду и агитацию были осуждены 11 православных священников и монахов. 23 ноября 1944 службой «Смерш» в Хусте был задержан священник Е. Якуб. В постановлении на арест указывалось, что Е. Якуб в мае 1944 г. в Хусте был завербован немецким офицером контр-разведывательного органа «Абвертрупп» в качестве агента и сотрудничал с ним до октября 1944 г. На допросе 23 ноября 1944 Е. Якуб сообщил, что он родился в 1897 г. в с. Долгое Иршава-ского р-на. Во время Первой мировой войны находился на Итальянском фронте, после демобилизации в 1917 г. работал чиновником в окружном управлении. В 1923-1924 годах учился в духовной семинарии в Праге, в 1924-1931 гг работал священником. В 1931 г. назначен секретарем пражского архиепископа Савватия (Врабец). С 1939 по 1941 г. — чиновник епархиального управления в Хусте.

На допросах Е. Якуб отвергал обвинения в резидентский деятельности, подчеркивая, что сотрудничал с немцами под угрозой ареста. 23 марта 1945 «Смерш» передал дело Е. Якуба опергруппе первого управления КГБ УССР в г. Ужгород. После дополнительного расследования следователи пришли к выводу, что материалов для передачи дела в суд недостаточно. 28 января 1945 задержание как мера пресечения была изменена на подписку о невыезде. 9 марта 1945 Е. Якуб умер. При отсутствии состава преступления прокуратура прекратила дело, 15 октября 1992 его реабилитировали. В начале апреля 1947 г. в Будапеште советские органы госбезопасности арестовали протопресвитера М. Попова, который в 1941-1943 гг был администратором православной церкви Венгрии и Закарпатья. Его обвинили в сотрудничестве с фашистами и агитации против СССР. М. Попов родился 1 июля 1888 в станице Павлов-ской Хоперского округа Донской области. В 1910 г. окончил семинарию в Новочеркасске, того же года принял сан священника, после чего он стал служить в станице Сершевський. Во время Первой мировой войны находился в составе 9-го Донского кавалерийского полка и в других военных частях. После Октябрьской революции в России перешел в Белой армии. В марте 1920 г. в Евпатории поступил в войска генерала Врангеля, где работал полковым священником. В начале ноября 1920 с остатками врангелевских войск эвакуировался в Константинополь. В 1921-1928 гг М. Попов проживал в болгарском городе Ломеч, где исполнял обязанности военного и приходского священника. 19 апреля 1928 переехал в Будапешт, и по приказу митрополита Евлогия (Георгиев-ский) занял приход в белоэмигрантские колонии. В 1932 г. М. Попова арестовали венгры, интернировали. Сначала он проживал в Хайдунамаши, а с 1935 г. в Дебрецене. М. Попов занимался журналистикой, работал лектором в местном университете и учился на философском факультете. В 1938 г. получил венгерское гражданство. По поручению министерства культов Венгрии М. Попов наладил тесные связи с архиепископом Савватием и его сторонниками на Закарпатье с целью создания автокефальной православной церкви в Венгрии. 26 сентября 1940 архиепископ Савватий издал приказ, согласно которому М. Попова был назначен администратором православной церкви в Венгрии, ему предоставлялся сан протопресвитера. 12 апреля 1941 регент Венгрии М. Хорти назначил Н. Попова «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей». В конце 1943 г. среди православного духовенства в Закарпатье начинается борьба за устранение М. Попова с должности администратора.

9 сентября 1947 Закарпатский областной суд приговорил его к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Для отбывания наказания М. Попова отправили в Воркуту, Коми АССР. 19 октября 1955 из лагеря Мордовской АССР он написал жалобу в Москву, где сообщал, что в сентябре того года он был досрочно освобожден, ходатайствовал в деле возвращения в Венгрию [15]. Данных о возвращении в Венгрию М. Попова не обнаружено и дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитирован в 1992 году.

1 сентября 1948 был арестован священника Г. Бедзира, 1900 г. рождения, из с. Чумальо-во Тячевского р-на. В 1923 г. окончил богословские курсы в с. Буштино Тячевского р-на. С тех пор служил священником в разных селах района. С 1936 г. проживал в с. Свобода Береговского р-на, где за венгерского режима исполнял обязанности уполномоченного сельского комитета. Во время обыска у него обнаружили фотоаппарат, бинокль, пишущую машинку и несколько книг. Г. Бедзира обвиняли в том, что он проводил среди крестьян агитацию, направленную против колхозного строя, восхвалял иностранных империалистов. 16 ноября 1948 был вынесен приговор, в котором указывалось, что Г. Бедзир, «Работая православным священником в селе Свобода, Береговского округа и Занимаясь в своем кулацком хозяйстве, 1946-1947 гг, будучи враждебно настроенным к Советской власти и колхозно строю , среди населения села проводили антисоветскую агитации против Советской действительности и колхозно строя ». По приговору суда Г. Бедзира был осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и пять лет лишения прав. Наказание отбывал в г. Брянск (Россия). 8 апреля 1955 Верховный Суд УССР уменьшил меру наказания с 10 до 6 лет и 7 месяцев лишения свободы и после отбытия этого срока из-под стражи Г. Бедзира уволили. Реабилитирован 11 марта 1992.

1 февраля 1949 органами МГБ был арестован священника И. Илечко. В постановлении на арест от 21 января 1949 указывалось, что И. Илеч-ко вместе с администратором православной церкви М. Поповым проводил среди духовенства антисоветскую агитацию и пытался использовать православное духовенство в борьбе с СССР [21]. Во время обыска у него были изъяты газеты и книги, которые имели антисоветский смысл. На допросе 2 февраля 1949 И. Илечко сообщил, что родился 12 мая 1883 в с. Кос-тяшин. В 1911 г. экстерном сдал экзамены в Московскую духовную семинарию и получил сан священника. В 1914 г. поступил в царскую армию, где исполнял обязанности военного священника.

В 1917-1919 гг. Проживал в станице Михайловской Донской области. В 1919 г. уехал в Прагу, оттуда в мае 1920 г. перебрался в Закарпатье. Работал на преподавательской работе в Мукачевской гимназии, с 1939 по 1943 г. — чиновник епархиального управления [22]. На допросе 11 февраля 1949 И. Илечко заявил, что виновным себя признает частично. Он соглашался с тем, что действительно среди верующих говорил, что учение марксизма-ленинизма является антирелигиозное, что большевики преследуют религию и считал, что установление советской власти явление временное. В свою очередь И. Илечко отверг обвинения в агитации, направленной на срыв мероприятий советской власти [23]. По приговору суда И. Илечко был осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей и пять лет лишения прав. Наказание отбывал в с. Долинское Карагандинской области Казахской ССР. Уволенный 5 января 1955, реабилитирован 17 апреля 1991.

6 апреля 1951 был арестован иеромонах Иустин (Сидак). Его обвинили во враждебном отношении к советской власти, хотя на допросах он отрицал свою антисоветскую и антикоммунистическую деятельность. Из протоколов известно, что Юстин (Сидак) родился 14 октября 1918 в с. Збын Воловецкого р-на в многодетной семье лесоруба. Учился в духовной семинарии в г. Срем-ские Карловци в Югославии, на богословском факультете Белградского университета и духовном училище в Будапеште [26]. 22 сентября 1946 рукоположен епископом Нестором (Си-дорук) в сан священника. В 1946-1947 гг — монах Свято-Пантелеимоновского скита в г. Хуст-Колесарово.

17-18 июля 1951 состоялось судебное заседание, на котором о. Юстин отвергал все предъявленные ему обвинения, но Закарпатский областной суд приговорил его 10 лет исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества. Для отбывания наказания его отправили в Ун-Женский лагерь на станцию ​​Сухо-Безводная бывшей Горьковской области России. 7 июня 1956 о. Юстина освобожден из заключения. Умер 21 октября 1992. Реабилитирован 16 сентября 1992.

31 июля 1951 был арестован священник с. Червенево, основатель и ктитор православного женского монастыря в с. Домбоки Мукачевского р-на И. Рубль. В постановлении на арест указывалось: «В годы венгерской оккупации Закарпатья во время богослужений систематически в своих проповедях делал клевету на советскую действительность, советскую страну и коммунистическую партию».

Родился И. Рубль 1897 г. в с. Не-Левицкого Ужгородского р-на. После учебы в школе работал на железной дороге, после чего епископ Вениамин рукоположил его в священники и направил в с. Червенево. В 1930-1931 гг организовал создание женского монастыря в Домби-ках, для которого выкупил и подарил землю. Следователи обвинили о. И. Рублевки в агитации против колхозной системы, в призывах помогать венгерским властям, в хранении антисоветской-ской литературы религиозного содержания. Своей вины не признавал и отвергал все обвинения. 11 октября 1951 областным судом был осужден на 25 лет лагерей и отправлен в с. Хром-Тау Новороссийского р-на Актюбинской области Казахской ССР. Освобожден 9 января 1955. Умер 21 июня 1977. Реабилитирован 1991 г. .

За сотрудничество с «антинародными бандами» в начале 50-х гг XX в. был арестован и привлечен к судебной ответственности представителей православного монашества. 23 мая 1952 органами КГБ арестованы Викентия (Ороса), 1901 г. рождения, из с. Иза Хустского-го р-на. На допросах он сообщал, что в 1921 г. поступил послушником в Свято-Николаевского монастыря в с. Иза, 13 марта 1929 принял монашеский сан. Работал священником в селах: Вонигово Тячевского р-на, Нижний Быстрый, Кривая Хустского р-на, г. Рахов. В 1937-1949 гг — духовник женского скита в Драгово. 25 июля 1952 приговорен военным трибуналом погранвойск МГБ Закарпатского округа по ст. 20-54-1 «а» УК УССР к 25 годам исправительно-трудовых лагерей, с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества. Позднее срок заключения сократили до пяти лет, о. Викентия обвинили в том, что он имел в 1949 г. связи с «бандой Пилипца». На судебном заседании он сказал, что встречался с бандитами случайно и под угрозой расправы вынужден был сотрудничать. Освобожден 29 июня 1955, в заключении находился 3 года 1 месяц и 6 дней. В прокурорском заключении от 13 мая 1992 указывалось, что ни в каких насильственных акциях против граждан Орос не участвовал и осужден необоснованно. Реабилитирован в 1992 году.

30 мая 1952 арестован иеромонах Иов (Гашпар), 1911 г. рождения, с Воловца. В 1926 г. окончил шесть классов школы, затем продолжил обучение в Свалявский гимназии. В 1930-1932 г.г. проходил действительную военную службу в чехословацкой армии. В 1934 г. поступил послушником в Свято-Преображенского монастыря в Теребли, где 1936 принял монашество. В 1936-1940 годах учился в монастырской школе в Высокие Дечаны (Югославия). За антифашистскую деятельность он арестован немцами, в 1941 г. находился в концлагере. Этого же года бежит к партизанам, где находился до 1945 г., в этом году возвращается в Чехословакии. В 1946-1952 гг работал священником в селах: Ганичи Тячевского р-на, Квасы Раховского р-на, Новоселица Между-горного р-на. 25 июля 1952 приговорен военным трибуналом погранвойск МГБ Закарпатского округа по ст. 20-54-1 «а» УК УССР к 25 годам исправительно-трудовых лагерей, с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества. 8 июня 1955 мера наказания изменена до пяти лет заключения без поражением в правах, о. Иова обвинили в том, что в 1949 г. информировал бандитов о действиях органов безопасности, помогал продуктами и др.. Освобожден 11 июля 1955. В заключении находился 3 года 1 месяц и 11 дней. Реабилитирован в 1992 году.

13 июня 1952 арестовали иеромонаха Дамиана (Боня), 1895 г. рождения, из с. Монас-тирець Хустского р-на. В 1914 г. был мобилизован в австро-венгерской армии, отправлен на восточный фронт, в 1916 г. он попадает в русский плен. В конце 1917 г. возвращается в родное село и 1920 г. поступает в Свято-Николаевский мужской монастырь. В 1923 г. принял монашество. В 1924-1925 годах учился в богословской школе в Греции. Работал священником в селах: Березово, Липецкая Поляна Хустского р-на, Луково, Дубровка Иршава-ского р-на, Олешник Виноградовского р-на, Кричево Тячевского р-на. С 1947 по 1952 г. находился в Чумаливському монастыре. 25 июля 1952 приговорен военным трибуналом погранвойск МГБ Закарпатского округа по ст. 20-54-1 «а» УК УССР к 25 годам исправительно-трудовых лагерей, с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества. Позднее срок сокращен до пяти лет. Обвинили иеромонаха Дамиана в том, что он в 1949-1951 гг передавал бандитам продукты питания и укрывал их в часовне на кладбище монастыря. 14 августа 1954 умер в местах лишения свободы. Реабилитирован в 1992 году.

23 мая 1952 был арестован за связь с бандитами в с. Дубовое Тячевского р-на, послушника Свято-Дмитриевского скита Ю. Фар-ковке, 1922 г. рождения, из с. Копашнево Хуст-ского р-на. По аналогичным обвинениям 20 июня 1952 был арестован монахиню Копашнивського скита Иоанна Богослова Магдалину (Шелемба) из с. Широкий Луг Тячевского р-на. Арестованные на допросах говорили, что были вынуждены молчать о связи с бандитами под угрозой физической расправы. 17 июля 1952 военный трибунал пограничных войск МГБ Закарпатского округа приговорил Ю. Фар-ковке до 25 лет, а монахиню Магдалину — до 10 лет лагерей с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества. Осужденных освобождены в 1955 году. Реабилитирован в 1992 году.

11 января 1956 органы КГБ арестовали иеромонаха Илариона (Сидлара). В постановлении на арест указывалось, что иеромонах Иларион в 1954-1955 гг изготавливал и направлял в адрес партийных органов письма антисоветского содержания с террористическими угрозами представителям советской власти и коммунистической партии. На допросах он сообщил, что родился 11 августа 1907 в с. Осой Иршавского р-на. В 1930-1940 гг — послушник мужского монастыря в с. Тереб-ля Тячевского р-на. В 1941-1956 гг — священник в нескольких селах Тячевского и Раховского р-нов. 13 января 1956 иеромонах Иларион заявил, что в 1954 г. из газет узнал, что советская власть неправильно проводит антирелигиозную работу, грубо относится к священникам, ограничивает их деятельность и нарушает права. Бороться с упомянутой несправедливостью он решил с помощью анонимных писем. 5 марта 1956 Закарпатский областной суд приговорил иеромонаха Илариона (Сидлара) до шести лет лагерей с поражением в правах на три года и конфискацией имущества. Отбывал наказание в Дубравтабори МВД в Мордовской АССР. 10 февраля 1960 его освободили из заключения. 16 ноября 1991 иеромонаха Илариона реабилитировали.

Советский репрессивный режим действовал подло и жестоко отношении представителей религиозного культа. Ус и приговорены к различным срокам заключения были невиновны в предъявленных им обвинениях. Во-первых, к воссоединении Закарпатья с УССР все осужденные были гражданами других государств и на них не распространялось советское законодательство. Во-вторых, преступления, которые были инкриминируемые православным священникам и монахам, были не-грунтованные, фальсифицированы. Например, в 1960 г. было арестовано настоятеля мужского Свя-то-Преображенского монастыря в с. Теребля Тячивскому р-на архимандрита Вениамина (Керечанин). Его обвинили в спекуляциях с краденым парафином и осудили сроком на один год заключения. Итак, в 40-50 годы XX в. православное духовенство в Закарпатье, как и греко-като-ской, стало жертвой карательной системы, которая пыталась подчинить себе церковь и ее верующих, ставя своей целью атеизуваты населения и сделать его слепой марионеткой в ​​своих руках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector