Особенности формирования трансакционных издержек в транзитной экономике.

Сегодня в России формируется экономика транзитного (смешанного)  типа, состоящая из государственного и частного секторов. С появлением рынка возникает проблема трансакционных издержек и, как следствие, — проблема соотношения указанных выше секторов экономики.

А поскольку российская экономика находится на переходной стадии своего развития, то без государства как субъекта экономических отношений современную рыночную экономику нам не создать. Однако при принятии того или иного государственного решения необходимо всегда учитывать предстоящие затраты и результаты реализации этого решения.

Соответственно, если трансакционные издержки в случае реализации данного реформаторского мероприятия будут увеличиваться, то от него нужно отказываться уже на стадии оценки и выбора способов и путей решения назревших социально-экономических проблем.

Несмотря на рост интереса к трансакционным издержкам в последние полтора десятка лет, эта тема недостаточно освещена в отечественной ли­тературе. Для российской экономики издержки институциональной трансформации являются зна­чимой составляющей трансакционных издержек. Многие особенности переходного периода в боль­шей степени определялись именно этими издерж­ками. Поэтому представляется актуальным рас­смотреть комплекс связанных с ними вопросов — от обобщения определений, классификации и чис­ленной оценки до инструментария их изучения.

Эти издержки не связаны с процессом созда­ния стоимости. Они создают блага, имеющие цен­ность для индивида или коллективного агента экономики (предприятия, фирмы, ассоциации). Трансакция — это не обмен товарами, а отчужде­ние и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом.   Такое определение имеет смысл потому, что институты обеспечивают рас­пространение воли отдельного человека за пре­делы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, являющимися трансакциями в отли­чие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

Величина и роль трансакционных издержек в современном обществе весьма значительна. Рассмотрим оценку величины трансакционных издержек, в процентном соотношении (приложение 1) Как следует из приложения 2, трансакционный сектор эконо­мики составляет от 50 до 70%, причем происходит его постепенный рост. В то же время удельный вес трансакционных издержек в совокупных за­тратах фирмы составляет от 1,5 до 15%, но в переходных экономиках они могут быть существен­но выше.

Различие между издержками трансакционного сектора в целом и трансакционными издержками фирм, в частности, позволяет оценить экономию за счет возникновения фирмы как института в об­ществе. Эта величина составляет около 50% Со­здание фирмы дает экономию на общих издерж­ках путем трансформации трансакционных из­держек независимых агентов на открытом рынке во внутрифирменные.

В развитых странах значительная доля трансак­ционных издержек вызвана ростом числа потенци­альных субъектов хозяйственных связей, а, следо­вательно, и числа осуществляемых ими трансак­ций. В странах с переходной экономикой высокий уровень трансакционных затрат обусловлен также и тем, что до сих пор не отработан механизм взаи­модействия между государственными органами и субъектами предпринимательства.

По мнению ряда специалистов, проблемы российской экономики во многом связаны с высокими трансакционными издержками. По словам Д. Норта, российская экономика уже достигла уровня, когда «обслуживание сделок поглощает огромные ресурсы», но никак не может перейти к фазе, когда «производительность, связана с выиграшем от торговли, возрастает еще больше».

Для переходной (транзитной) экономики характерны издержки институциональной трансформации (институциональные ловушки). Их суть заключается в том, что при изменении какого-то института вне связи с трансформацией правил по другим институтам создается тупиковая ситуация в решении текущих задач. Речь идет об отсутствии необходимой согласованности макроэкономических регуляторов (приложение 1).

Неэффективную устойчивую норму (неэффективный институт) называют институциональной ловушкой. Например, развития бартера машиностроения сопровождалось соответствующим падением рентабельности. Устойчивость институциональной ловушки означает, что при малых возмущениях система остается в институциональной ловушке, лишь с легка меняя свои параметры и возвращается в прежнее состояние при устроении источников возмущения.

В описании и развитии понятия институциональной ловушки исключительно велика роль академика В. Полтеровича. В ряде его работ прежде всего в книге «Институциональные ловушки и экономические реформы» (1998 г.), подробно исследованы эти интересные явления переходной экономики. Существование институциональных ловушек во многом определила специфику рыночной трансформации российской экономики. В. Полтерович развил понятийный аппарат для объяснения того, почему в процессе реформ (направленных на повышение эффективности экономической системы) появляются устойчивые не эффективные институты или нормы поведения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector