Происходящие в последние десятилетия в России, как отмечает А. Олейник, реформы, нацеленные па лучшие либеральные цели, дали настолько противоречивые результаты, что это превратило теоретический парадокс в совершенно реальную проблему: отмена планирования привела не к увеличению производства, а к его глубокому спаду; уничтожение системы всеобъемлющего контроля над населением обусловило не становление свободного гражданского общества, а рост преступного и девиантного поведения; отказ от монополии на внешнюю торговлю обернулся стихийным вывозом капитала и природных ресурсов.
Трансакционные издержки несут юридические и физические лица, ведущие экономическую деятельность в рамках сложившихся институтов, государство же такими затратами не обременено. Как считает Е. Балацкий, при широкомасштабной перестройке издержки институциональной трансформации ложатся и на отдельных хозяйственных участников, и на государство. В этом заключается одно из главных различий двух видов издержек. Другим важным различием является то, что первый относится к категории текущих непроизводственных затрат, а второй — к категории единовременных (капитальных). Это означает, что трансакционные издержки носят перманентный характер и их бремя все время тяготеет над предприятием, а трансформационные потери возникают лишь периодически — в моменты смены взаимодействия фирмы с внешним миром. Всякая трансформация, особенно широкомасштабная, приводит в той или иной мере к дезорганизации системы, усугубляющей издержки адаптации.