Рассмотрим на примере оценки трансакционных издержек оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Проведем оценку величины трансакционных издержек для ОПК в процессе институциональной трансформации российской экономики, то есть с учетом соответствующих ловушек. За точку отсчета возьмем уровень трансакционных издержек, характерных для общества в стационарном состоянии. Примем во внимание увеличение трансакционных издержек за счет коррупции, бартера, административных барьеров. Отдельно отметим специфику для ОПК – государство рассчитывалось за государственный оборонный заказ в значительной мере денежными зачетами, дисконт по которым составлял около 30%. Рассмотрим оценку величины трансакционных издержек в процессе институциональной трансформации в России (приложение 2).

Необходимо учитывать, что это далеко не все дополнительные тран­сакционные издержки ОПК в переходный период. Если учесть затраты на поддержание мобилизационных мощностей, обеспечения сохранения государственной тайны, охраны режимных объектов и т.п., то можно сделать вывод, что в процессе институциональной трансформации рос­сийский ОПК обладал трансакционными издержками свыше 100 % по отношению к соответствующим производственным издержкам, т.е. рабо­тал в режиме «проедания» ранее накопленных активов. В такой ситуации обеспечение конкурентоспособности отечественного ОПК и по настоя­щее время является очень важной задачей.

Далее рассмотрим проблемы входа на рынок, коррупции чиновников, неформальных услуг в отношениях между деловыми партнерами, защиты бизнеса, полулегальных финансовых операций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector