Вход на рынок

Размеры минимального стартового капитала, необходимого для разворачивания дела, за последние семь-восемь лет выросли в России очень сильно. С парой сотен и даже парой тысяч долларов в кармане (как бывало ранее) сегодня делать нечего. Ныне для небольшого предприятия требуются как минимум десятки тысяч долларов, для старта серьезного дела нужны сотни тысяч. Но в данном случае речь идет не об экономи­ческих барьерах, а об издержках, связанных с прохождением формальных бюро­кратических процедур.

Начнем с того, что регистрация предприятия перестала быть для предпринимателя серьезной проблемой. Вы можете обратиться в одну из многочисленных фирм, специализирующихся на проблемах регистрации предприятий, и все ваши проблемы буду решены. Вся процедура займет от двух недель до одного месяца. Стоимость услуг колеблется примерно от 10000 до 25000 рублей в зависимости от выбранной фирмы и типа регистрируемого предприятия.

Если же предприниматель вынужден получать лицензии на какие-то виды деятель­ности, то сумма легко возрастает до 30000 рублей и более. Лицензирование деятель­ности по-прежнему представляет собой немалую проблему. Процедуры прохождения в данном случае длинные, издержки высокие — от нескольких минимальных заработных плат до бесконечности, можно также получить не вполне обоснованный отказ. В среднем, чтобы открыть малое предприятие, предпринимателю нужно пройти 25-30 инстанций, получить от 50 до 90 согласующих документов и затратить до 30000 рублей.

Интересно также, что выход с рынка еще более затруднен и закрыть предприятие сегодня значительно сложнее, чем его зарегистрировать, ибо нужно пройти через длинный строй придирчивых проверок. В лучшем случае это занимает три месяца. И издержки по закрытию фирмы часто даже более высоки. Поэтому многие не закрывают, а «бросают» или «топят» предприятия, сводят их к нулевому балансу.

Итак, пробитие брешей в бюрократических стенах сопряжено порой с весьма значительными издержками, особенно для малых предприятий.

Существуют официальные платежи, которые, впрочем, не всегда осуществляются по регламентированным ставкам. Дело в том, что многие органы государственного надзора за деятельностью предприятий получили право на предоставление «бюрократических услуг» по договорным ценам. Иными словами, государственные органы официально действуют на полукоммерческих основаниях.

Далее начинается зона неофициальных платежей (взяток). Предприниматель может «отблагодарить» чиновника за ускоренное решение вопроса. Плата эта добровольная и с явным нарушением закона не связана. Другое дело, если речь идет об обходе запрета на ведение деятельности. Здесь чиновник закрывает глаза на нарушения, а платеж становится обязательным, ибо бюрократический орган — монопольный поставщик услуг. Наконец, предприниматель по своей инициативе может оплатить чиновнику дополнительные услуги, связанные с получением индивидуальных льгот, доступом к ресурсам в обход конкурентов.

После начала деятельности предпринимателю следует ждать встреч с многочисленными проверяющими органами. По данным исследования, в среднем на каждое предприятие приходится чуть более двух проверок в месяц, но различия по группам достаточно велики.

Проверки предприятий не обходятся без вымогательств, к анализу которых мы и переходим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector