К вопросу периодизации и реконструкции украинской Этнорелигии


За 50 тысяч лет существования религии на планете изменились сотни тысяч религиозных форм. Этническая религия автохтонного населения Украины имеет историю, старше христианства более чем на семь тысяч лет. Формирование языческого мировоззрения предков славян, в том числе и предков украинского народа, приходится на время перехода индоевропейской населения к протонеолиту. Периодизацию развития религиозности на украинской территории можно рассматривать как несколько крупных эпох в жизни и мировоззрении автохтонного населения территории Украины.

Всплеск интереса к религии за последние 15 лет независимости вызвал к жизни и новые формы, методы его изучения. За это время в Украину сформировалось новое направление исследований, изучает этнологию религии. Совершенно очевидно, что в Украине должен быть и собственная национально-экзистенциальная методология, которая позволяла бы рассматривать этнорелигиозный феномен с точки зрения национального императива. Такая методология, зиждилась на изучение внутреннего бытия этноса, дает возможность выявить то «непознаваемое», иррациональное в коллективном этническом «мы», в результате чего каждый народ является конкретной неповторимой этническим сообществом. Процессы возникновения, становления и развития тех или иных эт-норелигий следует рассматривать в диахронии, одновременно уделять должное внимание синхронности различных религиозных явлений. Причины потери язычества как родной веры, а также сущность возрождение этнического мировоззрения. обрядности, составляют целостный диахронический процесс, который следует рассматривать в динамике конкретных исторических событий, разрушения и упадка старых и возникновения и внедрения в жизнь новых идей.

Мировоззрение и самосознание любого человека неразрывно связаны со средой ее существования: с ее генетической, духовной, исторической, культурным наследием, культом предков, то есть расово-религиозным взглядом на жизнь. Именно так, с давних пор существует тот невидимую связь между происхождением человека и его культурой, который формирует определенный тип генетически метафизического мировоззрения.

Таким образом, и восприятие религии (как своеобразной формы взаимоотношений с предками и силами природы) предопределяется генетическим происхождением человека и его языково-культурными корнями, т.е. другими словами, религия творится на родной земле, средствами родного языка в родной среде.

Этнической религией мы считаем совокупность автохтонных, родных, естественных (рус. естественных) верований и обычаев того или иного этноса. Бесспорно, славянский массив локальных верований настолько широк, что в нем можно было бы выделить определенные оригинальные особенности религии каждого из славянских народов, и одновременно рассмотреть его целостность как феномена именно славянского рода. Поэтому, конечно, украинским эт-норелигия будет столь же украинская, как и славянской вообще, однако будет иметь свои особенности, которые отличают ее из общего славянского мира. То есть, если в шкале этнической градации имеем: суперэтнос — этнос — субэтнос, то по той же родовой логике выстраиваем и схему етнорелигийнои таксономической подчиненности: суперэтнической религия (славянская) — этническая (украинском) — суб-этническая (например, гуцульские верования) . Каждый из элементов следует рассмотреть как отдельную таксономическую категорию по логике: «родовое, видовое, пидвидових».

Украинское язычество — естественная украинская этническая религия, которая сформировалась на территории Украины на базе древнерусской (или староукраинской) языка и народных обычаев, оттачивались в среде духовной слои, превращаясь в сакральную традицию и передаваясь среди народа-автохтоны из поколения в поколение. Она имеет таксономическое значение как видовой сегмент славянского язычества.

В этом контексте слово язычество является общепринятым термином, имеет свою историю. Несмотря на то негативно-оценочный оттенок, которого предоставила ему официальная христианская церковь, это слово считаем нейтральным научным термином, ведь оно относится к славянской лексики, и, кроме названия части тела (язык), является связано еще с языком, племенем (народом с общим языком, территорией и религиозным обычаям.

Термин «Украинском язычество» в широком смысле, как совокупность религиозных верований, которые бытовали на территории Украины, в их эволюционном развитии, является условным (поскольку представители этносов, проживавших на территории Украины в древности называли себя украинский).

Таким образом, к украинским Этнорелигия (язычества) будем относить весь массив автохтонных верований в диахронии:

1) религию племен и народов древнейшей эпохи, которых принято считать предками украинский как в этническом, так и в культурно-историческом планах;

2) религию восточнославянских племен Киевской Руси, которая существовала до принятия христианства как официальной религии;

3) народно-бытовую религиозность украинском, существовавшей параллельно с официальным христианством протяжении последнего тысячелетия;

4) современное возрожденное Украинский язычество.

Украинское язычество в узком смысле означает собственно этническую религию украинская, т.е. унаследованную веру их предков, что существует ныне как Родная Вера. Следовательно, сроки Родная Вера и украинский язычество рассматриваться как близкие по значению, где: родной (надлежащая определенном, в частности украинский, этноса), вера — понятие близкое к термину религия (хотя имеет определенные отличия.

Слово язычники употреблялось для обозначения людей подлежащих «веры, соответствующей своему языку» (этноса, народа, языке). Есть основания полагать, что это слово было известно уже около тысячи лет и не имело отрицательного значения. Оно упоминается и в Велесовой Книге, которую датируют по-разному: и как памятник V — IX вв. н. ч., и как переписанная в XVII веке, и как современное произведение [1, 5-А, 5-Б, 6-Г].

Итак, в контексте нашей статьи будем употреблять понятия: Украинский язычество, родная вера и украинская этническая религия как синонимы.

Украинское язычество — как изначальная религия русичей Украинская по своей сути — является православным, что к Х в. означает веру местного автохтонного населения Киевской Руси [2, с. 294-301]. В основе этого термина — понятие Прави как универсального закона движения Вселенной, которое имели еще трипольские земледельцы VI — III тысячелетий до н. ч. — земледельческая цивилизация, зародилась на берегах Днепра и Черного моря. Арии занесли свои Веды (знание) в Индию и Персию (Иран), далее эти знания распространились и в Греции, и Риме, где в древние времена было много родственных нам племен. Следовательно, законы Прави известны во всех арийских народов: индийская Рита, иранская Аса, армянская Арт, древнегреческая Дика, которая впоследствии превратилась в Богиню Справедливости и уже изображалась как женщина.

В Ригведе понятие Прави как универсального закона движения Вселенной передается словом R ° ta (Рита) и обозначает определенную космическую закономерность, по которой неупорядоченный состояние (хаос) превращается в упорядоченную гармонию (космос, славянское — порядок).

Космос вечно рождается из хаоса и в хаосе погибает — таков закон Прави и тайна цикличности. Порядок (порядок) обеспечивает условия для существования Вселенной, ее круговорота, жизнь людей, их нравственности. Понятие Лад и лингвистически может быть связано с понятием Рита: Leto — Lada — Lato — Rato — Radа, где все названные формы принадлежат Богиням небесного закона. Славянская Права, так же, как и арийская Рита, определяет и обрядовый порядок на Земле. То есть она обеспечивает не только астрономический (физический), но и обычных, обрядовый, моральное состояние жизни народа в целом.

Остатки учение о Праве находим в украинском фольклоре в виде сказок о Правде и обиду, которых представляют женщинами. Хотя в прежние времена понятие о Праве был шире, о чем свидетельствует лингвистический ряд: Права, Пращур, Прадед, право, правда, правый, справедливый, праведный, правитель, правило, праздник, правосудия — все это слова одного корня. Слово правда также имеет много значений: закон, обычай, присяга, суд, справедливость, истина, доказательство, реальность (чие) и т.д. Свод законов на Руси назывался «Правда Русская». И хотя они дошли до нас в более позднем, уже несколько христианизированные виде, записанные Ярославом Мудрым, их истоки — еще в языческом народном обычном праве [2, с. 294-301].

Выдающийся украинский ученый-археолог М. А. Чмыхов заметил, что «хронологии периодизации памятников медного-бронзового века Украина соответствуют и основные этапы в истории Древнего Египта» [3, с. 101]. Например, египетские пирамиды были символами восходящего солнца, так же, как и курганы на территории Украины. А погребальные обряды, совершаемые в этих местах культа, считались необходимым условием для перехода душ усопших на небо (Рай, Луки Сварожьи). Такая синхронизация, по его мнению, свидетельствует не о наличии отдельных параллелей, а общность исторического процесса на этих территориях, то есть местах проживания всех индоевропейских народов, в том числе и славян [3, с. 106-107].

В основу периодизации етнорелигийних явлений положен принцип цикличности. Развивая мысли Гесиода (о пяти периодов развития человечества) и Овидия (о четырех таких периоды), ученый пришел к выводу, что они «точно соответствуют чертам ныне выделенных археологами эпох»: «золотое поколение» — протонеолита, «серебряное» — неолита, «медное» — медной эпохе, «героическое» — бронзовой эпохе, «последняя эпоха железа» — ранний железной эпохе [3, с. 169].

Итак, говоря о периодизации украинский Этнорелигия, можем утверждать, что она в значительной степени соответствует предложенной М. Чмиховим схеме: Крытая-юга (первая, золотая, божественная сутки), Трета-юга (вторая, серебряная сутки), Двапара-юга (третья, медная сутки), Кали-юга (четвертый, последний, железный век). Далее идет новое периодическое возрождение этого круга, соответствующий арийским представлениям о цикличности времени.

Согласно «Махабхарате» Крытая-юга длится четыре тысячи лет. Столько же веков занимает ее становление и столько же — угасание. Трета-юга длится три тысячи лет. Столько же сотен лет приходится на ее становление и столько же на угасание. Продолжительность Двапара-юги — две тысячи лет. Ее становление и упадок длятся по двести лет. Кали-юга продолжается тысячу лет. На ее становление и упадок приходится по сто … По окончании Кали-юги снова начинается Крытая-юга. Длительность юг — двенадцать тысяч лет [4. III, с. 186, 17-23].

В этой системе, уже даже в самых металлах, показано тенденцию к постепенному ухудшению человеческих качеств и жизни общества, своеобразную энтропию. Снижение и профанування мировоззренческих основ и моральных норм, выраженных понятием дхармы (что соответствует славянской Правые), удивительно точно отражает схему, нарисованную мыслителями нового времени Ф. Ницше, Ю. Эволы, М. Элиаде и др. Здесь речь идет не о развитии (так называемый прогресс) материальной культуры, а лишь об упадке праведных законов, и вызывают постепенную деградацию общества, о чем в Махаб-харати говорится так: «Во времена Крыть дхарма (укр. Права — здесь и далее вставка — Г. Л.) — как бык с четырьмя ногами, она властвует над людьми безгранично, без хитростей и обмана. Наступает Трета — тогда дхарма (Права) сохраняет лишь три четверти своей силы, а четвертая часть впадает в беззаконие. А во времена Двапара дхарма (Права) уже наполовину вытеснена беззаконием. Далее несправедливость на три четверти воцаряеться в мире, и на долю человеческой благотворительности выпадает лишь четвертая часть. С каждой югою уменьшается продолжительность жизни людей, ослабляются их мужество, ум, сила, духовная крепость. Цари, брахманы, вайшьи и шудры … постепенно начинают придерживаться только видимости законов Дхар-мы (Прави). Люди станут торговать дхармой (Правой), будто мясом »[4. III, с. 188, 9-119, 3, с. 170]. Итак, мифологема ухудшение человеческой породы отражает определенную естественную закономерность: «Поколение людей, как правило, деградируют, иногда меняют условия существования» [5. И, с. 212].

Исходя из этих соображений, можем развить и дополнить предложенную М. чох-ным периодизацию славянского язычества (3, с. 181-184).

1. Сутки Великой Богини Матери (Досварожа эпоха) — каменная сутки с групповым или неустойчивым парным браком, господствующая роль женщины. Культ Рожаниц, Матери-Зем-ли, Закон Прави (ведийская Рита) как гармония всеобщей равенства, представление о Зодиак (примерно VI-IV тыс. до ч.) — этнические сообщества пелазгов, трипольцев.

2. Сутки Сварога — Бога-Отца утверждения возраста металла и моногамной семьи формирование представлений о душе, Права как гармония равных, но уже специализированных в рамках общины групп (медный век, около IV — III тыс. до н. Ч.), трипольцы.

3. Сутки Даждьбога — сына Сварожьего; возникновения государства, рост роли мужчины; монополизация знаний жрецами; представление о бессмертии души каждого лица, полезна обществу, Права как гармония неравенства (бронзовый век, середина III — II тыс. до ч.); арийские племьяни образования.

4. Сутки Перуна — сына Сварожьего; развитое государство; господствующая роль мужчины, Права как гармония феодального общества; наступление интернациональных религий с юго-востока; отход от естественного образа жизни; постепенная потеря этнических знаний и постепенный мировоззренческий переход к монотеизму (I тыс. до н. Ч — II тыс. н. ч., железный век); арии, скифы, славяне, русы, украинский.

Итак, мифологическая периодизация имеет свои определения для каждой из этих четырех эпох, которые в основном совпадают с археологическими: 1 (по данной схеме) — «золотой век», 2 — «Серебряный век», 3 — «медная эпоха», 4 — « железная эпоха ». Как видим, языческое мировоззрение прошел этапы, которые в целом соответствуют основным археологическим эпохам. Однако такая схема является достаточно общей, а названия периодов условны. Кроме того, в рамках каждого из этих больших этапов следует выделить и конкретизировать меньшие периоды. Например, «Сутки Перуна» не потому так названа, что Перун должен быть главным Богом этого периода, а потому, что возникает представление о нем как о мужском Божественную силу, охранника войска, в общем как символ арийской цивилизации. М. Чмыхов считал, что существовал некий прообраз Перуна, известный в символике Тельца, Быка, Тура, который был известен уже трипольцам [3, с. 353].

Упадок предков знаний на территории Украины характерен более всего для последнего периода этой эпохи — (II тыс.), т.е. время привнесения чужой веры и принудительное ее внедрения. Следует учитывать также и то, что упадок язычества состоялся не как естественный процесс эволюции этнической религии от политеизма к монотеизму. Монотеизм, насаженный силой как чужое этническое явление, лишь заменил естественную этническую веру искусственной «мировой». Монотеизм затормозил естественное развитие собственной этнической веры, а впоследствии поставил под угрозу полного уничтожения. Следовательно, переход от политеизма к монотеизму не был закономерным эволюционным явлением в рамках одной религии, а лишь стечением исторически-политических обстоятельств. Однако и сама чужая монотеистическая религия, будучи неестественным искусственным творением, оказалась неспособной творчески развиваться эволюционным путем, а следовательно, осталась закостенелой, догматической, оторванной от современной жизни и нового научного мировоззрения.

Через это искусственные монотеистические мировые религиозные системы рано или поздно должны сойти с мировой арены и закономерно, уступить естественным этническим религиям, которые способны са-морозвиватися на родном этнической почве. В связи с первыми признаками этнорелигиозная-го ренессанса, а также по схеме периодических процессов статики и динамики можно прогнозировать и 5-й этап развития религии как в Украине, так и в мире.

5. Эпоха Возрождения етнорелигий — (условное название — пислязализна сутки, III тыс.), возрождение этнических религий на новом этапе развития человечества, возвращение к предков знаний, экологизация морали, естественность существования на Земле, Права как новый космический мировоззрение единства разнообразного и новых взаимоотношений с Богом -Богами. Николай Чмыхов лишь вскользь предусмотрел отдельные штрихи нового (5-го периода), отметив, что когда «принцип сословности» нарушился, разрушая и все общую гармонию общества, но на новом этапе некоторые народы уже приступили к «демонтаж» пролетарской системы «равенства» , отдав предпочтения общественной иерархии. Он писал: «Наступление новой эпохи опережает наступления соответствующего ей природного цикла. Итак, мы находимся, хотя бы одной ногой, в новой исторической эпохе ». Начало этой эпохи он датировал 2015 годом как «эпоху Водолея». Его труды созвучны мыслям новейших языческих мыслителей: «Язычество возникло не только как древнейшая система мировоззрения предков славян, но и как система космического мировоззрения» [3, с. 361].

Сейчас возрождение древних религиозных культов кому может казаться ненужным анахронизмом, и во всем мире наблюдается возникновение групп и движений, посвятивших себя возрождению утраченной религиозной культуры и поиска своего этнических корней. Это факт, на который уже нельзя не считаться. В этом, бесспорно, проявился и феномен этнической (природосоответствующем) религии. Это вполне закономерно: многие образованные люди считают, что сохранить наши нации как самобытные сообщества возможно только путем возрождения этнических мировоззренческих и религиозных систем.

Следовательно, общая цель етнорелигийного возрождения в Европе — сохранение и улучшение здоровой духовно-культурного наследия Белой Европейской Расы. Это вполне естественная озабоченность за сохранение своего генотипа, своих наций и борьба за их существования!

Актуализация и реконструкция этнической религии после почти тысячелетней перерыва — задача не из легких. Сейчас, когда утрачено или искажено практику инициации, магии, обрядов, многие сторонники язычества обращаются к религиозным традициям других народов. Отсутствие родного сакрального наполнения живой традиции, вызванная длинным господством христианской церкви с ее чуждой юдаизованою идеологической надстройкой, вызывает и отрицательное отношение наших современников к религиозной (христианской) метафизики.

Современное состояние Возрождение украинской Родной Веры является подтверждением этнорелигиозная-го Возрождения, которое стало закономерным следствием живучести нашего этноса. По прогнозам ученых, этот этап будет иметь тенденцию к этническому ренессанса: возрождение этнических религий, экологизации общественной жизни, возвращение к национальным приоритетам. Главным принципом этого процесса станет принцип единства многообразного [6, с. 386-391].

Уже Владимир Шаян, обратившись к арийской духовного наследия, фольклорных украинском и вообще славянских источников в своих трудах «Студии над ведийской мнением» и «Источник силы украинской культуры» в 50-60-х годах ХХ века наметил пути реконструкции Родной Веры [7, с. 823-877, 429 — 447]. Он утверждал, что составляющими этой реконструкции станут «учение о бессмертность жизни, бессмертие идеи в тайной памяти Вселенной. Наша вера является созданная из элементов древней арийской Веры и явлений в современности. Поэтому эта вера будет украинским, и одновременно Загальноарийською … Наша вера — это модернистская наука в виде мифологии … Возрождая Родную Веру, мы продолжаем духовой линию развития: Веры Святослава, борьбу Хмельницкого, духового возрождения Сковороды и Шевченко. В языке мифологии и действительной духовой метафизики это называется воплощением »[7, с. 140].

Следовательно, к понятию «реконструкция етнорели-гии» следует последовательно включить:

1) накопление достоверных научных фактов о славянском пантеон, богословие, обрядность, календарь;

2) религиоведческой сравнения Этнорелигия определенного народа с родственными традициями и дополнения пробелов в ее системе с помощью данных о религии своего суперэтноса;

3) религиоведческой сравнения славянской базы данных по имеющимся арийскими священными текстами и дополнения ее пробелов с помощью ведических данных;

4) религиоведческой сравнения языческой системы с христианскими представлениями и обрядово-календарной обычность, сохранившаяся;

5) переосмысление фольклорно-этнографических данных с точки зрения языческой религиозности и отделения от них христианских идеологических наслоений;

6) с учетом всего широкого спектра собранных таким образом данных, заключение современных богословских, сакрально-обрядовых, календарных, морально-этических основ Родной Веры;

7) апробация возрожденной духовно-культурной системы в действующих общинах Родной Веры и в повседневной жизни граждан.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector