Частная охранная структура как социальная необходимость государства

В процессе построения правового государства особенно остро встает проблема надежной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц государства. Конституцией Украины предусмотрено, что государство гарантирует равноправие всем гражданам и защиту собственности и не допускает никаких ограничений или преимуществ для отдельных ее форм. Так что безопасность каждой формы собственности должна быть обеспечена одинаково. На практике же государственную и общественную собственность защищают, как правило, государственные учреждения, а в отношении частного предпринимателя, то он остается один на один со своими проблемами. Именно это обусловило необходимость участия негосударственных охранных организаций в осуществлении общенациональной политики обеспечения охранной собственности.

По данным директора Института экономических реформ НАН А. Турчинова, непродуманная налоговая политика государства провоцирует переход многих предприятий и организаций в теневую сферу деятельности. Около 80% организаций в Украине той или иной степени работают на теневую экономику. А это существенно влияет на их защиту, поскольку их не в состоянии защитить ни закон, они нарушают, ни государственные правоохранительные органы.

Нет нужды доказывать, что неблагополучная криминогенная ситуация — фактор, который не способствует развитию бизнеса. Это положение не срабатывает лишь в случае бизнеса по обеспечению безопасности.

Криминогенная ситуация в Украине длительное время после 1991 года ухудшалась и, по прогнозам, изменения к лучшему произойдут нескоро. Если раньше бытовые убийства составляли 55% от общего количества умышленных убийств, то сейчас лишь 20% — и это при условии увеличения общего количества таких преступлений. Резко повысился показатель числа убийств из корыстных побуждений: гибнет много коммерсантов, растет количество заказных убийств.

Указанные недостатки пространства безопасности свидетельствуют об отсутствии единой государственной политики в осуществлении частной охранной деятельности.

Некоторые частные охранные предприятия сумели организовать свою деятельность по охране физических и юридических лиц на уровне, обеспечивающем выполнение необходимых услуг этой деятельности. В частности, специалисты отмечают высокий уровень организации охранной фирмы «Служба безопасности БАРС», что является одной из крупнейших коммерческих организаций в этой области. Частная фирма, согласно условиям заключенных договоров, берет на себя материальную ответственность за сохранность имущества своих заказчиков, деятельность ее распространена на всей территории Украины. Отдельные филиала ООО «Служба безопасности БАРС» взаимодействуют с местными правоохранительными органами, заключают соответствующие соглашения с ГСО при УМВД на местах по защите товарно-материальных ценностей и обеспечения безопасности граждан.

Накоплен интересный опыт в области защиты личности, ценностей и другими охранными организациями. Некоторые из них смогли решить правовые проблемы организации охранной деятельности в Украине через налаживание системы взаимодействия с государственными правоохранительными органами в части проектирования, монтажа и разработки средств охранной сигнализации. Государственные правоохранительные органы осуществляют контроль за деятельностью таких организаций посредством участия в системе их управления.

По нашему мнению, негосударственные охранные предприятия готовы сотрудничать с различными органами государственной власти, которые выполняют соответствующую функцию по охране и безопасности предприятий и проводят контроль этих вопросов.

Однако существует ряд факторов, осложняющих налаживания должного взаимодействия государственных структур в деятельности по обеспечению экономической безопасности и правопорядка в Украине. Среди них — превалирование в некоторых ведомствах командно-административного метода управления, нежелание учитывать условия, складывающиеся в сфере охранного бизнеса или намерен использовать последние только ради собственной выгоды; криминализация рынка безопасности; правовой вакуум в сфере законодательного регулирования в части частной охранной деятельности.

Проведенный анализ законодательства, регламентирующего частную охранную деятельность в Украине, свидетельствует о необходимости более детального рассмотрения вопросов, касающихся правового положения субъектов этого вида деятельности — частных охранников. Действующее законодательство четко не регламентирует статус частных охранных предприятий как негосударственных правоохранительных организаций. Статус их сейчас совсем не определен, как и статус частных охранников. Действующее законодательство не распространяет на граждан, которые предоставляют услуги по частной охраны, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов. Других положений, определяющих статус частных охранников, в законодательстве Украины сейчас нет.

Решению этих проблем будет способствовать разработка и принятие Верховной Радой Украины специального закона, предусматривающий статус, права и обязанности негосударственных охранных организаций. Важно, чтобы содержание этого закона основывался на общей концепции национальной безопасности Украины, четко определяя место в ней негосударственных служб безопасности и охраны. Шагом вперед в борьбе с преступностью могло бы стать объединение усилий негосударственных охранных организаций и государственных правоохранительных органов. Основными критериями отбора частных охранных организаций, которые сотрудничали бы с государственными силовыми органами, могут быть роль и место объекта, который они охраняют, в экономике Украины, наличие относительно последнего реальных внешних и внутренних угроз, которые могут нанести ущерб общенациональным интересам, степень участия частного охранного предприятия в государственной политике борьбы с преступностью; непривлечение объекта в сферу криминального бизнеса.

Возможны два варианта государственного регулирования деятельности частных охранных организаций:

1. Частную охранную деятельность полностью отдать «на откуп» разобщенным частнопредпринимательскими структурам, каждая из которых на основе собственных взглядов и собственных «нормативных» актов развивать «правовую» базу пе-ного вида деятельности, что уже реально существует.

2. Ввести государственный контроль, который позволит на основе специально разработанного, выверенного и утвержденного в установленном порядке законодательством осуществлять контрольно-надзорные функции за деятельностью частных охранных организаций по выполнению общегосударственной правоохранительной функции, ведь частные охранные предприятия — важная и необходимая часть правоохранительной системы правового государства.

Принимая во внимание опыт, нетрудно понять, что неправильно отделять такие структуры от государства. Необходимо учитывать, что современные организации, занимающиеся частной охранной деятельностью, — это организации переходного периода, их необходимо существенно изменить, что будет способствовать переходу обычных разрозненных частнопредпринимательской организаций в сферу общегосударственной правоохранительной системы на принципах реальной помощи и партнера. Не стоит делать коренных разграничений между государственной и негосударственной правоохранительной деятельностью в обществе; мы все работаем на одно общество, на его благо. И сегодня как никогда государство обязано управлять правоохранительной деятельностью в соответствии с Конституцией Украины.

В условиях постоянного увеличения количества частных охранных организаций, криминале-зации общественных отношений особенно целесообразным изучение процедур и методик подбора кандидатов на работу в частные охранные предприятия. Так, за последние годы вследствие обострения конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках и соответственно расширение масштабов промышленного шпионажа все больше коммерческих предприятий и организаций пользуются услугами частных детективных и охранных предприятий или создают собственные службы безопасности. Во главе указанных предприятий и служб, как правило, стоят бывшие сотрудники государственных правоохранительных органов. Значительная часть персонала ранее имела непосредственное отношение к вопросам обеспечения безопасности в государственных учреждениях.

Все же глобальное распространение современных технологий, возникновение новых способов и методов сбора «безбумажной» информации требует, в свою очередь, введение в штат частных охранных предприятий опытных специалистов в области защиты информации и средств связи. Высококлассных специалистов в этих весьма специфических направлениях науки немного. Поэтому назрела проблема подготовки их в значительно большем количестве, чем за прошлые годы.

Основные функции отдела кадров частных охранных организаций по подбору кандидатов на работу:

• осуществлять мероприятия по оформлению новых сотрудников для работы в частной охранной организации;

• обеспечивать предоставление каждым кандидатом необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством Украины, подтверждающих пригодность лица для работы в должности частного охранника;

• осуществление проверки достоверности данных, предоставленных кандидатами на работу;

• проведение тестовых проверок на профессиональную пригодность и психологическую совместимость кандидатов;

• предоставление рекомендаций руководителям соответствующих подразделений относительно того или иного кандидата.

Кроме того, существуют ограничения в зависимости от состояния здоровья для работы в должности частного охранника.

Противопоказаниями являются:

• отсутствие конечности, кисти, стопы;

• заболевания периферических сосудов;

• хроническое заболевание периферической нервной системы;

• хронические, часто обостряются, заболевания кожи;

• острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу, ниже 0,2 на другом;

• устойчивое снижение слуха;

• заболевания центральной нервной системы;

• алкоголизм, наркомания, токсикомания.

На основании вышеизложенного считаем целесообразным так регламентировать правовой статус и правовую защиту работников частных охранных организаций: частные охранники при исполнении ими служебных обязанностей являются представителями клиентов частных охранных предприятий, с которыми они состоят в трудовых отношениях, а также под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то законами Украины, не имеет права вмешиваться в их служебную деятельность.

Негосударственная охранная деятельность требует совершенного правового регулирования, в частности необходимо разработать и принять Закон Украины «О негосударственной охранной деятельности», который полностью определял бы принципы, основы и компетенцию деятельности частных охранных организаций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector