Управление дебиторской задолженностью предприятия.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др.

Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Время обращения дебиторской задолженностью определяется по формуле:

где ВОД — время обращения дебиторской задолженности;
Т — длина периода, по которому рассчитываются средние показатели (как правило, год, т.е. Т = 360).

Снижение времени обращения дебиторской задолженности рассматривается как положительная тенденция.

Большое значение в управлении дебиторской задолженностью имеет формирование кредитной политики.

Предоставление коммерческого кредита, т.е. предоставление отсрочки платежа покупателю за приобретенный товар, широко используется в деятельности промышленных компаний. Продажа товаров в кредит на различных условиях является одним из способов конкурентной борьбы при привлечении клиентов.

Кредитная политика предприятия включает в себя:

  • принятие решений по выбору надежного заемщика;
  • определение объема товара, реализуемого на условиях коммерческого кредита;
  • определение срока, на который предоставляется отсрочка платежа;
  • определение размера скидки при условии оплаты товара раньше договорного срока (спонтанное финансирование).

Отбор клиентов, с которыми можно работать на условиях коммерческого кредита осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

Очень важным является определение размера скидки и срока, на который она предоставляется.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности факторинговым организациям.

В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов, анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.

Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.

Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например, по времени возникновения обязательства).

Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы.

Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. Решение о существенности отклонений между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-ного уровня, как правило, признается несущественным. После обобщения результатов анализа они распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности и в виде выводов приводятся в соответствующем разделе отчета.

Дебиторскую задолженность рассматривают как средства, временно отвлеченные из оборота. В соответствии с финансовыми пропорциями в балансе дебиторская задолженность должна покрываться за счет коммерческого кредита, в первую очередь, и краткосрочных кредитов и займов. Поэтому в своей работе финансовый менеджер должен, ориентируясь на такую установку, стремиться к тому, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую задолженность поставщикам. Если такого соответствия добиться не удается, то следовательно предприятию приходится брать на покрытие оборотных средств краткосрочные займы, кредиты, что обходится намного дороже.

При недостатке наличности в обороте предприятие может прибегнуть к факторингу. Факторинг — это прямая продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании. Покупатель берет на себя все кредитные риски и риски по востребованию денежных средств. Факторинговая организация обычно выплачивает часть суммы дебиторской задолженности (до 80%), придерживая оставшуюся часть на покрытие риска неоплаты. После поступлений платежа блокированная сумма возвращается за вычетом процентов и комиссионных.

Факторинг имеет ряд преимуществ перед кредитом для предприятия-продавца дебиторской задолженности: быстрое предоставление денежных средств; освобождение от функции оценки платежеспособности дебиторов; улучшение балансовой структуры. Недостатками факторинга являются высокая стоимость услуги, усложнение взаимоотношений с покупателями в результате смены держателя дебиторской задолженности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector