- Что такое ретардация?
а) слово, обращённое в зрительный зал в драматическом произведении;
Б) торможение действия в эпическом произведении, направленное на то, чтобы показать бытие в его целостности и многообразии;
в) «художественно построенное распределение событий в литературном произведении».
- Лирика – это:
а) жанр;
Б) литературный род;
в) форма художественной речи.
- С точки зрения М. М. Бахтина, автор находится:
а) внутри изображённого хронотопа;
б) на значительной дистанции от изображённого хронотопа;
В) на касательной к изображённому хронотопу.
- Событие является единицей:
А) сюжетного уровня литературного произведения;
б) композиционного уровня литературного произведения;
в) образной системы литературного произведения.
- Что такое стих?
а) синоним понятия «стихотворное произведение»;
Б) стихотворная строка;
в) группа стихов в стихотворении, завершённая интонационно и по смыслу, графически отделённая от другой группы стихов.
- Событие (по Ю. М. Лотману) – это:
а) перемещение персонажа через границу семантического поля;
б) перемещение персонажа внутри одного семантического поля;
в) любое перемещение персонажа в пространстве и во времени.
- Под сюжетом М. М. Бахтин понимает:
а) ход событий в мифе, предании, легенде;
б) событие рассказывания;
в) последовательность событий в литературном произведении.
- Трагическое как тип художественности предполагает:
А) свободное действие героя, порождающее губящую его роковую предопределённость;
б)полное гармоническое совпадение человека с природой и миром в целом;
в) обязательную смерть героя.
- Что из названных ниже пунктов является способом выражения авторского сознания в литературном произведении?
а) распределение жизненных ценностей внутри изображённого мира;
б)деление произведения на главы, части, стихи, строфы и т.д.;
В) и то, и другое можно рассматривать в качестве способа выражения авторского сознания в литературном произведении.
- Когда употребляют такие словосочетания, как «авторская рукопись», «авторское право», «авторский экземпляр», имеют в виду:
А) автора биографического;
б) автора как «эстетически деятельного субъекта», творца художественного целого;
в) образ автора в литературном произведении.
- Когда Т.И. Сильман пишет о наличии в лирическом произведении эмпирической и обобщающей частей, она имеет в виду:
а) сюжетный уровень лирического произведения;
б) композиционный уровень лирического произведения;
в) семантическую структуру лирического произведения.
- Предметом какого литературного рода, с точки зрения Г. Ф. Гегеля, является «выражение содержания и деятельности самой внутренней жизни»:
А) лирики;
б) драмы;
в) эпоса.
- «Илиада» Гомера – это:
а) трагический тип художественности;
Б) героический тип художественности;
в) идиллический тип художественности.
- Какое из утверждений будет верным?
а) образно-семантическая оппозиция: замкнутое – большое (пространство);
б) образно-семантическая оппозиция: большое – малое (пространство);
в) образно-семантическая оппозиция: замкнутое – линейное (время).
- Какое из утверждений будет верным?
а) автор в литературном произведении выступает и как субъект речи, и как субъект сознания;
Б) автор никогда не выступает как субъект речи, он выступает только как субъект сознания; всё литературное произведение есть выражение авторского сознания;
в) сознание автора совпадает с сознанием рассказчика и повествователя.
- Произведениям какого литературного рода свойствен принцип трёх единств (единство времени, единство места, единство действия)?
а) лирике;
Б) драме;
в) эпосу.
- В работе «Эпос и роман» понятие «эпос» М. М. Бахтин употребляет в значении:
а) литературного рода;
б) жанра;
в) формы художественной речи.
- Под термином «автор как эстетический деятельный субъект» М.М. Бахтин понимает:
а) автора биографического;
Б) автора-творца, упорядочивающего жизненные ценности внутри изображённого мира;
в) образ автора в литературном произведении.
- Под термином «хронотоп» понимается:
а) соотношение художественного времени и пространства и реального (физического) времени и пространства;
б) соотношение художественного времени и грамматического времени;
В) «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе».
- Внешняя композиция – это:
А) деление произведения на главы, части, стихи, строфы и т. д.;
б) ход событий в литературном произведении;
в) последовательная смена точек зрения.
21. С точки зрения Ю.М. Лотмана, важнейшим «топологическим» признаком художественного пространства является:
А) наличие границы между различными пространственно-временными сферами внутри изображённого мира;
б) принципиальная однородность этого пространства;
в) отражение в изображённом пространстве примет времени.
- Такие композиционные формы, как описание и повествование, свойственны:
А) эпосу;
б) лирике;
в) драме.
- Какое из утверждений будет верным?
а) чем более отчётливо субъект сознания выявляется в тексте, тем ближе он к автору, тем более авторитетной является его ценностная реакция;
Б) чем больше субъект сознания растворён в тексте, тем ближе он к автору, тем более авторитетной считается его точка зрения;
в) для уяснения степени авторитетности точки зрения того или иного субъекта сознания не важно, насколько он выявлен или не выявлен в тексте.
- Какое из высказываний будет считаться правомерным?
а) силлабо-тоническое стихосложение основано на регулярном и предсказуемом чередовании сильных и слабых слогов;
Б) силлабо-тоническое стихосложение основано на закономерном и упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов;
в) силлабо-тоническое стихосложение основано на учёте сильных слогов, количество слабых слогов между сильными слогами может варьироваться.
- «Субъект сознания, не выявленный, не названный, растворенный в тексте» (Б. О. Корман) может быть назван термином:
а) рассказчик;
Б)повествователь;
в) личный повествователь.
- Наука о системе средств и приёмов, используемых в литературном произведении называется:
а) поэтикой;
б) стилистикой;
в) риторикой.
- В стихах может быть написано:
а) только лирическое произведение;
Б) произведение любого литературного рода;
в) лирическое и драматическое произведение («Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина).
- К внеродовым формам относится:
а) баллада;
б) элегия;
В) эпиграмма.
- Баллада – это:
А) эпическое произведение;
б) лироэпическое произведение;
в) внеродовая форма.
- Самым древним типом художественности является:
а) трагический тип художественности;
б) идиллический тип художественности;
В) героический тип художественности.
- Для французского языка характерно:
а) силлабическое стихосложение;
б) тоническое стихосложение;
в) метрическое стихосложение.
- «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина – это:
а) хорей;
б) анапест;
В) ямб.
- Количество стоп в стихе в стихотворении «Я помню чудное мгновенье»:
А) четыре;
б) пять;
в) три.
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — это:
А) лироэпос;
б) лирика;
в) эпос.
- В трагическом типе художественности герой:
А) больше своей роли в миропорядке;
б) меньше своей роли в миропорядке;
в) равен своей роли в миропорядке.
36. К лирике как литературному роду не относится:
а) элегия;
б) послание;
В) былина.
37. По М. М. Бахтину, «природа несотворённая, которая творит» — это:
А) автор-творец;
б) образ автора;
в) герой.
38. Какой из перечисленных ниже метров не относится к трёхсложным:
а) дактиль;
Б) хорей;
в) анапест.
39. «Я чувствую то же самое», «это мои слова» — такова реакция читателя:
А) лирического произведения;
б) эпического произведения;
в) драматического произведения.
40. Роман – это:
а) жанр;
б) литературный род;
в) архитектоническая форма.
41. Стих – это:
а) единица композиционного уровня литературного произведения;
б) чисто технический момент существования литературного произведения;
в) единица сюжетного уровня литературного произведения.