Тенденции и специфика влияния земляческих организаций на становление гражданского общества в Украине

За годы независимости стремление украинского народа преодолеть негативные черты ассимиляционного влияния, восстановить украинскую этническую самобытность, самовартисть и этническую общность как обособленной, самодостаточную форму существования вызвали всплеск этнической активности, что проявилось прежде всего в сохранении традиций, обычаев, языка, приобретая каждый раз глобального характера, проявляясь на всех уровнях жизнедеятельности от индивидуального семейного сохранения этнической ауры к общественной активизации, как создание на территории столицы землячеств всех областей Украины.


Что означает термин «землячество»

Среди социальных институтов, защищающих и реализующих интересы сохранения этнической самобытности, важное место занимают этнокультурные организации, которые создаются и действуют для удовлетворения культурных, социальных потребностей представителей этнических общностей как доминирующего в государстве этноса, так и этнических меньшинств. Этнокультурные организации — это общественные объединения на основе определенных этнических признаков участников, их етноконсолидуючих задач и целей (политических, культурных, религиозных, образовательных и т.д.). Сюда входят ассоциации, культурные и историко-образовательные центры, землячества, общины, клубы и т.д. Энциклопедия етнокультурознавства дает следующее определение термина «землячество»: это разновидность объединения людей, связанных общими интересами, выходцев из одной местности, имеющих единую национальную культуру или культуру тех мест и территорий, откуда они пришли на временное или постоянное проживание. Интересы, лежащие в основе объединения таких выходцев, могут быть самыми разнообразными: заинтересованность в обучении, в приобретении профессиональных навыков, в преодолении бытовых неурядиц, взаимопомощь, конфессиональные, культурные, политические и другие предпочтения. В землячества воспроизводятся стереотипы поведения людей, имеющих общую судьбу. Основой образования землячеств есть такие этнические признаки, как общность происхождения, общность регионов бывшего проживания, самоназвания, культуры (или определенных ее элементов). Доминирующим признаком земляческих сообществ, объединений взаимопомощь и эпизодичность неформальных собраний, удовлетворения материальных (хозяйственных, экономических) или духовных (языковых, этнических, культурных, конфессиональных) потребностей. Землячество то напоминающий этнокультурные сообщества, но в миниатюре, и существует на протяжении короткого промежутка времени, спонтанно образуется и исчезает, в отличие от этнонациональных сообществ, существующих почти постоянно.

Земляками называют уроженцев одной определенной местности. Так принято называть группы (коллективы) людей, выходцев из определенных этнонациональных территорий, для которых характерны специфические стереотипы сознания и поведения. Признаком земляков есть территориальное единство. Земляки это неустойчивая группа (сообщество), которая противопоставляет себя другим похожим группам внутри певого этноса, а также представителям других этносов по принципу «мы — не мы», «свои чужие», «мы не такие, а остальные другие». Такое осознанное признание единства языка, культуры, территории и са-моидентификация является отражением комплиментарности как подсознательного чувства взаимной симпатии и общности людей. Признание представителями, выходцами из определенных определенных территорий своего единства является основным признаком землячества как системы.
Землячества и диаспорные сообщества: общее и отличия

И землячества областей Украины, и украинский диаспорно образования являются уникальными составляющими частями одной этнокультурной общности группы людей, которые исторически связаны общей территорией, формированием языка, традиций, культуры, быта, особенностями психического склада и осознают себя как отдельное целое, т.е. украинский народа. По своей сути они принадлежат к типу объединений, сформированных по «цеховому» признаку, а не по признаку «интереса»: этническая (местная) принадлежность является постоянным признаком, а формирование и реализация определенного интереса здесь является вторичным после идентификации. Обе указанные сообщества играют важную роль в сохранении этнокультуры и ее основных этнических индикаторов поведения, выработанных многовековым опытом народа: национального менталитета, духовной и материальной культуры, языка.

Именно благодаря тождественности этносберегающих функций землячества иногда называют «диаспорой своей области»:
1) активное участие в развитии и укреплении духовной культуры, языка своего народа, участие в культивации национальных традиций (обычаев), в поддержании культурных связей со своей исторической родиной (областью);

2) защита социальных прав представителей своего народа (выходцев из своей области);

3) осуществление экономических задач;

4) лоббирование получения гарантий для эффективного развития своих народов (областей), влияние на международные позиции страны (области).

Однако землячества и диаспора должны несколько отличий:

1) по классификации диаспора относится к крупным по масштабу социальных общностей, а землячества к средним, например, значительно различаются по количеству украинский за рубежом и полтавчане в Киеве;

2) их образования вызваны различными механизмами этносоциальных процессов: диаспора возникает вследствие внешней миграции и является расселением значительной части представителей этнического сообщества за пределами страны происхождения, а создание землячеств вызвано урбанизацией и индустриализацией, то есть внутренней миграцией за пределы родной области, но внутри этноса;

3) об особенностях построения и структуры сообщества диаспора как этнокультурный феномен является неформальной сообществом, а каждое из 26-ти зем-ляцтв областей Украины легализовано, они уже приобрели признаки формализации;

4) по иерархию идентичностей: в диаспорных общинах более ярко выражена этническая идентичность ощущение принадлежности к украинской этнической общности, единообразия с другими ее членами вследствие общности исторической памяти, воспоминаний о единых предков и эмоциональных связей с родиной, а также общности основных компонентов культуры, обычно выражается в солидарности с членами этого сообщества. В землячества основной объединительной признаком является местная идентичность, что является проявлением социокультурных принадлежности, своеобразного этнографического характера и самобытных черт населения определенной местности (т.е. области Украины). Разница идентичности отражается и в названиях организаций, для сравнения: диаспорные объединения «Украинское общество Сербии и Черногории», «Союз украинский Удмуртии», «Общество украинской культуры Хабаровского края», и названия зем-ляцтв Киева: «Полтавке в Киеве», «Луганское землячество», «Волынское братство», «Львовское общество».

Деятельность и земляческих, и диаспорных сообществ имеет незаурядное значение, поскольку от сохранения системы этнических стереотипов, этнокультурных традиций зависит не только судьба украинской культуры, а значительно больше — целостность этноса.
Функции землячества в механизме становления гражданского общества

Влияние на общественную жизнь земляческих организаций областей Украины в г. Киеве раскрывается через их функции как института гражданского общества:

1) интегративная функция предполагает процессы сплочения, взаимозависимости и взаемовидпови-дальности членов земляческих организаций, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью землячеств и сопровождаются составлением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов, необходимых для скоординированной деятельности граждан. Эту функцию можно еще назвать способом самовыражения индивидов, их самоорганизации и самостоятельной реализации ими собственных интересов. Поскольку значительную часть общественно важных вопросов землячества решают самостоятельно, за свой счет, облегчая государству выполнение его функций. Землячества решают социальные и экономические проблемы и земляческие сообщества, проживающего в г. Киеве, и земляков в каждой области Украины;

2) землячества является гарантом незыблемости личных прав граждан, дают им уверенность в своей силе, является опорой в их возможном противостоянии с государством, формируют «социальный капитал» — те обязательные черты личности, благодаря которым она становится способной к социальной кооперации и эффективных солидарных действий. А способность человека к сотрудничеству ради общих интересов — это характерная черта гражданского сообщества. Вместе активная деятельность землячеств способствует повышению гражданского сознания общества, формированию гражданской культуры;

3) регулятивная функция состоит в том, что существование земляческих объединений обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества посредством выработки шаблонов поведения, норм и ценностей. Землячества систематизируют, упорядочивающих предоставляют регулируемости требованиям людей, которые в противном случае могли бы иметь разрушительный характер, и так создают благоприятные условия для функционирования демократической власти;

4) значения трансформативного функции заключается в том, что общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Поэтому закономерно, что каждое землячество для своего нормального функционирования привлекает новых людей. Это происходит через расширение социальных границ организаций и через смену поколений. В связи с этим в каждом землячестве предусмотрены механизмы, позволяющие членам организации социализироваться в ее ценностей, норм и ролей. Например, в землячества созданы молодежные центры, деятельность которых координируется и регулируется органами правления земляческие общества;

5) землячества также выполняют функцию защиты интересов определенной группы, которая объединяется в земляческие организации по признаку места рождения (в нашем случае это область Украины), в ее противоборстве с другими группами интересов. Благодаря им каждый земляческая сообщество получает шанс «быть услышанной на горе» властной пирамиды. Существует множество средств и способов доведения земляческими сообществами своих требований к властным структурам. Наиболее распространенной формой воздействия этих групп интересов является лоббирование.

Наличие внутри каждой такой организации различных групп интересов, представленных социально активными гражданами, повышает функциональность, а следовательно значимость зем-ляцтв, и подтверждает их универсальность.
Тенденции влияния земляческих организаций на становление гражданского общества в Украине

В последнее время наблюдается несколько важнейших тенденций влияния земляческих организаций на становление гражданского общества:

1. Рост количества земляческих организаций, формализация их деятельности.

Землячества стали сегодня заметным явлением в палитре украинского гражданского общества. Их появление и развитие вполне оправданы активизацией основных этносоциальных процессов, таких миграция, урбанизация, индустриализация, повышение социокультурного уровня населения. На фоне устойчивой тенденции к росту этнокультурных социальных организаций, основное количество землячеств областей Украины зарегистрирована в г. Киеве в конце 90-х годов прошлого века.

Легализация земляческих организаций связана с социальной формализацией связей, статусов и норм, которые являются следствием более или менее длительного межличностного общения. Постепенно оказывают влияние различные регуляторы, которые нормируют и планируют деятельность социальной организации: нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и формы вознаграждений и т.п. Эти процессы характерны и неформальному объединению землячеств Украины: разрабатываются соответствующие положения, внедряются демократические процедуры волеизъявления, например, выборы.
2. Сотрудничество земляческих организаций с органами власти.

Нестабильность политической ситуации во многих регионах негативно сказывается на сотрудничестве организаций гражданского общества и власти. В целом можно заметить рост интереса представителей властных структур к налаживанию сотрудничества с земляческими обществами и активизацию соответствующих усилий. Большинство земляческих организаций заключили долгосрочные соглашения о сотрудничестве с государственными администрациями и советами своих областей. Кроме того, заключено соглашение о сотрудничестве с Киевским городским советом и его исполнительным органом Киевской городской государственной администрацией. Однако довольно часто коммуникация власти и земляческих организаций имеет ситуативный характер, не направлена ​​на достижение конкретного результата и происходит на уровне первых лиц.

3. Стимулирование консолидационных процессов в обществе.

Как форма общественного взаимодействия, консолидация подталкивает к объединению заинтересованных групп для достижения общих целей, является основой консенсуса и характеризует состояние отношений в обществе. Процесс консолидации землячеств можно определить через действие таких факторов, как консолидация земляческие элиты вокруг своих земляческих организаций, повышение социальной активности лидеров земляческих обществ, социальной самовизначе-ности этих организаций относительно гражданского общества (способность отражать его интересы в целом и интересы определенных общественных групп); сохранение соотношения единства и разнообразия, то есть сохранение автономии каждой организации в объединении землячеств Украины; усиление возможности привлекать к участию в работе земляческих обществ весь социальный спектр общества, независимо от уровня доходов, образования, возраста, политических убеждений граждан, повышение эффективности влияния на процессы принятия решений в государстве; настроенность на сотрудничество с другими общественными организациями. Условиями успешности процесса консолидации землячеств является взаимная толерантность земляческих элит, повышения гражданской культуры, шаги, направленные на реализацию объединительных принципов.

4. Расширение механизмов общественного участия.

Хотя землячества очень редко используют такие механизмы общественного участия, как общественные слушания, местные инициативы, не так часто разрабатывают и презентуют проекты той или иной политики, которые могут быть основой для властного решения, однако эти организации систематически проводят общее собрание граждан. Основными формами участия в публичной политике для земляческих организаций остается участие в проведении круглых столов, пресс-конференций, семинаров.

5. Рост активности землячеств в информационном пространстве.

Сотрудничество со средствами массовой информации занимает особое место в системе консолидации институтов гражданского общества. Информируя о событиях в мире и государстве, о политической и общественной жизни, СМИ влияют на формирование взглядов людей, общественного мнения, которая является важным институтом демократического государственного и признаком функционирующей «сферы открытости». В последнее время наблюдается тенденция к использованию землячествами всего спектра СМИ, как общегосударственного уровня, так и локального, для распространения информации о своей деятельности и освещение важнейших событий земляческие движения. Растет активность использования Интернет-ре-сурсов, развивается книгоиздательская дело и система книгораспространения, создается и распространяется кинопродукция.

6. Сотрудничество земляческих организаций и политических партий.

Землячества областей Украины позиционируют себя как беспартийные организации, поэтому случаев их совместного участия в политической борьбе за властные полномочия пока не было. Зато землячества достаточно активно привлекают партийных лидеров для участия в реализации земляческих проектов. Учащаются случаи, когда члены политических партий используют ресурсы и возможности партии для решения тех или иных вопросов земляческие организации.

7. Сотрудничество земляческих организаций и бизнеса.

Об массовое увлечение бизнесменами общественной деятельностью в Украину говорить рано. Предприниматели объединяются в основном ради решения определенных проблем. В общем, как известно, украинское законодательство не способствует сотрудничеству бизнеса и организаций гражданского общества ради выполнения социальных проектов. Поэтому поддержка бизнесом деятельности некоммерческих неполитических общественных объединений — единичные случаи [4]. Возможно, среди основных причин этого отсутствие сформированного и дееспособного среднего класса, являющегося залогом стабильности общества.

В землячества используются различные механизмы сотрудничества с бизнес-структурами: коллективное членство в организации, создание бизнес-центров при земляческих обществах, предоставление для финансовых доноров определенного перечня услуг в рамках уставной деятельности землячеств. Далее возможно объединение организаций бизнеса с земляческими обществами для лоббирования общих интересов и решения наболевших проблем земляческие сообщества.

Что препятствует полноценному включению земляческих организаций в систему третьего сектора гражданского общества

Сейчас наиболее знаковые события в третьем секторе происходят при низкой инициативности землячеств областей Украины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector