Миф – древняя форма сознания; синкретизм как ее отличительная особенность. Анимизм, фетишизм, тотемизм мифологического сознания.

Мифология является идеологией общинно-родовой формации. В общинно-родовой формации для людей являются наиболее понятными и близкими родственные отношения, которые в последствии (в период, когда люди начинают задумываться о природе) они переносят на окружающий мир. Горы, леса, реки, небо, земля – оказываются вовсе не бездушными предметами, а вполне одушевлёнными, состоящими друг с другом в определённых родственных отношениях.

Но в период 6-5 вв. до н.э. (период становления рабовладельческого общества) мир вокруг людей немного изменяется в их понимании. Природа остаётся одушевлённой, но многими явлениями управляют уже не как раньше (боги), а некоторые (пусть примитивные, но всё же) наукообразные законы. Мифология при этом не вымирает, но боги в жизни людей занимают уже не главное место, которое перешло в руки философии и науки.

Периодизация  развития мифологии:

1)Архаическая мифология (хтоническая, от хотон – земля) – самый ранний период мифологии. В период матриархата, когда главой рода является женщина (кормилица, воспитательница), Земля – является матерью природы (рождает небо, горы, леса…). Развитие матриархата делится на несколько ступеней:

А) Фетишизм – понимание человеком окружающего его мира одновременно одушевлённого и как состоящего только из физических предметов. То есть наделение готовых предметов вокруг себя душой и магической силой. Фетишами могли быть не только неодушевлённые необработанные предметы (Латона в виде полена или Геракл – камень), но и животные (Афина – сова, Гера – корова: зооморфизм). Также части человеческого тела тоже воспринимались своеобразно: органы, слюна, кровь – понимались не как носители души, а как сама душа в виде материального тела (фетиш).

Б) Анимизм – в отличие от фетиша здесь демон вещи (идея вещи) отделяется от самой вещи. Например если раньше нимфы деревьев погибали вместе с вырубкой деревьев, то теперь судьба этого демона не зависит от судьбы отдельного предмета. Этот демон является как бы собирательным образом (обобщённым мифическим существом) для многих сходных вещей (дриады – покровительницы древ в общем).

2)Ранняя классика – при переходе от матриархата к патриархату развивается новая ступень мифологии (героическая, олимпийская, классическая мифология), основанная на гармоническом, художественном восприятии мира. В соответствии с патриархатом на земле, патриархальный строй переходит и на небо (Олимп). Зевс становится верховным богом, которому подчиняются все остальные. Наблюдается период героизма (боги уничтожают чудовищ, что раньше пугали людей: Химера, Тифон, Медузы-горгона и т.д.). В этот период боги преображаются, их черты при описаниях смягчаются, они становятся не такими грозными и пугающими, но прекрасными и величественными, благоразумными (люди начинают не бояться природу, а находят в ней красоту, которой можно любоваться).

3)Поздний героизм – наблюдается ещё большая смелость людей. В этот период герои (полулюди-полубоги) вступают в борьбу с богами, но оказываются наказанными за свою мнимую мощь (Ниоба была превращена в камень, Фамирид, состязаясь с музами в пении, лишается зрения). Также для эпохи разложения героической мифологии характерны мифы о проклятьях, которые уничтожают целый род в несколько поколений подряд. Например когда Лай украл ребёнка и был проклят его отцом. Лай умирает от руки собственного сына Эдипа, Эдип женится на своей матери, не зная об этом, а потом кончает жизнь самоубийством. Сыновья Эдипа – Этеокл и Полиник – вступают в рукопашную схватку и убивают друг друга при обороне Фив.

4)Самоотрицание мифологии – Культ второго Диониса (сына Зевса) создавал возможность единения человека и божества, таким образом упраздняя мифологическое восприятие. Либо миф о Прометее, даровавшем людям огонь. В период героический Прометей, как противник Зевса, прикован к скале. К концу же этого периода Геракл освобождает Прометея, и происходит примирение богов. Прометей своим возвращением к другим богам и при этом давший людям возможность развиваться, сам разрушает мифологию.

Появление особого мифологического жанра «метаморфозы», нашедшего отражение у Овидия. Превращение людей в предметы неодушевлённые или в животных после каких-то определённых событий.

5)Поздняя классика и декаданс – Мифологические персонажи начинают использоваться в целях государства: в политических, в литературных.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector