Условия формирования гомеровского эпоса.

Гомеровский эпос содержит явные указания на общинно-родовую организацию современного автору общества. Но это уже не примитивная общинно-родовая формация, период, изображённый Гомером в его поэмах, отличается весьма развитой частной собственностью и частной инициативой в рамках родовых организаций.

Гомеровское общество уже разделено на сословия. В родовой общине выдвигались отдельные богатые собственники и вожди, которые мало-помалу уже освобождались от традиций родовых отношений и даже противопоставляли себя им.

Торговля как таковая в эпосе уже присутствует, но крайне редко. Довольно часто встречаются примеры обмена, при чём не на том примитивном уровне первичной родовой общины. С развитием торговли развиваются и ремёсла (в поэме присутствует очень много различных представителей высокого уровня ремесленничества).

Становление рабства. Гомер показывает в Одиссее непродуктивность рабского труда. В то время как в Илиаде рабский труд ещё носит патриархальный характер, в Одиссее отчуждённость раба от его господина уже растёт. Хотя труд свободный и труд рабский почти никак ещё не различаются. Число рабов-мужчин значительно уступает числу рабынь. Все ремесленники – свободные люди.

Организация власти – Басилевсы – цари не имеющие ничего общего с неограниченной царской властью. Власть царя наследственна, но при условии выдающихся качеств претендента. Власть царя демократизирована (Эпизод в Илиаде, когда Агамемнон приказывает отправляться всем на родину, а его резко критикует Ферист). Также существовали Буле (Совет старейшин) и Агора (народное собрание). Но у Гомера в лице Царя соединяются Басилевс, Буле и Агора. Здесь очевидное падение царской власти и зарождение аристократической республики, характерной для будущего рабовладельческого государства.

Гомер осуждает войну вообще (беспощадную и стихийную войну, олицетворяемую Аресом). Люди на войне объявляются у Гомера пешками в руках богов. Война признается Гомером только при условии её морального оправдания (симпатии Гомера на стороне Гектора, который сражается и погибает за свою родину).

Вера в богов в Гомеровском эпосе абсолютно реальна, но изображены у него боги не примитивно, как в народных верованиях, а более поэтизировано (богатые убранства богинь). Миф используется у Гомера по больше части лишь как художественный прием.

Таким образом, Гомер находится как бы на границе между двумя социально-историческими формациями: общинно-родовой и рабовладельческой. Гомер гуманист, скептически относящийся к богам и героям, критикующий разложение родовой аристократии, а также зарождающееся рабовладельческое общество.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector