Синкретизм эпического миропонимания в «Илиаде» Гомера. Образ мира и человека в поэме.

Илиада преимущественно относится к строгому (раннему) эпическому стилю, основными чертами которого являются:

Объективность. Всё изображаемое в эпосе Гомера трактуется как объективная реальность. У него нет ровным счётом ничего фантастического, выдуманного только из-за субъективной прихоти поэта. Даже боги и демоны, всё чудесное изображается у Гомера, словно оно реально существовало.

Вещественное изображение жизни. Гомер практически не затрагивает психологию персонажей, но зато очень пристально любуется окружающим миром, описывая его детально.

Традиционность. Объективный характер эпического изображения жизни сопровождается в строгом эпосе сознанием постоянства царящих в ней законов. Гомер изображает по преимуществу всё постоянное, устойчивое, вековое, признанное и признававшееся раньше, в настоящем времени для всех обязательное.

Монументальность. Величавость, широта действия, охват большого промежутка времени, неспешность, торжественность – всё это, в сочетании с нарочитой выставляемой незначительностью художника на фоне происходящего, делает произведение своеобразным великим памятником прошлого.

Героизм. Люди изображаются в строгом эпосе по особому: как носители всех общих свойств эпоса. Человек оказывается героем, ибо лишен эгоистических черт, но является связанным с общенародной жизнью и делом. Эпический герой не тот, кто лишен свойственной лишь ему психологии, но чья психология в основе своей должна быть общенародной.

Уравновешенное спокойствие. Противопоставляет эпос лирической взволнованности. Однако это не означает, что спокойствие – есть отсутствие больших страстей, безразличное отношение к жизни. На деле это созерцание мира автором, приносящее ему своеобразное внутреннее утешение.

Но синкретизм миропонимания в Илиаде заключается в том, что Гомер, находясь на стыке эпох, не пользуется строгим эпическим стилем в чистом виде. В его эпосе удивительным образом переплетаются строгость и свобода. В то время как Гомер очень ярко и почти досконально описывает мир вещественный (свойственно для раннего эпического стиля), он также уделяет внимание (может, не так много) внутреннему миру героев, задевая психологию отдельных персонажей. На равнее с уравновешенным спокойствием и беспристрастным созерцанием Гомер выражает свое отношение к тем или иным аспектам современного ему мира (осуждает войну; критически относится к рабовладению).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector