«Божественная комедия» Данте – образец и итог идейно-художественной культуры средневековья. Данте – гражданин, христианин, поэт.

Как гражданин Данте был активным политическим деятелем, и его поэтическое творчество развивалось в тесном взаимодействии с его политической деятельностью.

Родился во Флоренции в 1265 г. Происходил из дворянского рода, но род его уже давно не имел феодального облика. Сам Данте, как и его отец, принадлежал к партии Гвельфов (за объединение автономных областей Италии под Папским началом; Существовала так же партия Гибеллинов – за объединение под началом германского императора). После раскола Гвельфской партии примыкает к Белым – против ориентации на Папу, чем-то сходны с Гибеллинами (были ещё Черные – за Папу).

Получил образование, но считал его скудным и решил совершенствовать его сам, изучая французский, провансальский языки, увлекаясь литературой, теологией, астрономией, философией…. Из поэтов для себя «вождём» избрал Вергилия.

Был влюблён в Беатриче (дочь друга его отца), которая впоследствии вышла замуж за дворянина. Свою любовь Данте изложил в книге «Новая Жизнь», которая принесла ему литературную славу.

После разгрома Чёрных Папа Бонифаций VIII учинил расправу над Белыми. В 1302 г. Данте было предъявлено обвинение в вымышленном взяточничестве, он был приговорён к большому штрафу. Опасаясь худшего Данте бежал из Флоренции и остаток жизни провёл в скитаниях. Примыкал к изгнанным из Флоренции Гибеллинам.

Последние годы Данте провёл в Раввене у племянника Франчески Да Раммини (воспетой им в его Божественной комедии), работая над созданием своей Коммедии. Умер в Раввене в 1321 г.

Как поэт Данте начинал с подражания трубадурам (воспевали рыцарскую любовь). После под покровительством Гвидо Гвеницелли (основателя «Сладостного Нового Стиля»), стал ярчайшим представителем этого стиля. Изменение заключалось в том, что в Новом стиле было больше метафоризма, олицетворений чувств, абстракций… Но Данте же в итоге стремится к большему реализму. Влияние оказал Чекко Анчжольери (до нас дошёл сборник его весьма грубых сонетов, разоблачающих жизнь городской знати, показывающих упадок в погоне за наживой).

Также после «Новой Жизни» Данте были написаны такие произведения как «Пир» (философский трактат, обращённый к широкой аудитории, далекой от науки, и потому написанный на Итальянском), «О народной речи» (первый труд по романскому языкознанию, на латыни).

Как христианин Данте преследует идею о независимости государственной власти от церкви. Данте за равновесие власти духовной и светской.

Божественная Комедия Данте – мост между средневековой эпохой в литературе и эпохой Возрождения. Именно как автор «Божественно комедии» Данте стоит на границе двух эпох. О названии: Сам Данте назвал свое произведение просто «Комедией» (тогда всякое произведение, имеющее трагическое начало и счастливый финал, называлось комедией, а, имеющее счастливое начало и трагический финал – трагедией). «Божественная» же добавили лишь в 16 веке. И это никак не связанно с религиозным содержанием произведения, а подчеркивает исключительно её поэтическое совершенство.

Разделяется на три части, каждая из которых изображает 3 части загробного мира, согласно католическому учению. Данте в своем произведении играет числами. На протяжении всего произведения ему сопутствует число «3» (даже написана поэма терцинами). Это произведение помимо Библии, имеет так же и античные источники (что подтверждает принадлежность этого произведения к Ренессансу). Конкретнее – Энеида Вергилия (схождение Энея в Тартар с целью повидать отца). Основное отличие Божественной комедии от средневековой клерикальной литературой. В средневековье произведения были призваны отвлечь человека от мирской суеты и показать греховность жизни земной. Данте же использует форму «видений» загробной жизни с целью наиболее полного отношения реальной жизни. Данте очень конкретно изображает и классифицирует человеческие грехи, используя в своем произведении реальные исторические личности. Комедия обладает достаточно широкой цветовой гаммой, части которой свойственны отдельным частям представленного мира. Но тем не менее Божественная комедия не может в полной мере считаться представителем Ренессанса, ибо наряду с интересом к земному миру и человеку в поэме уживается аллегоризм и католическая символика, присущие средневековью. Так же в поэме присутствуют Морально-религиозные подтексты – присущие средневековью, и политические – знак Нового времени. Данте нередко обличает церковь в пороках (Папы римские, нашедшие место в аду, запреты к знаниям…).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector