Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как произведение «высокого» Ренессанса. Особенности образа человека в романе. Черты гротеска.

В романе «Гаргатнюа и Пантагрюэль», который принёс Рабле мировую известность, автор дал необычайно острую и глубокую характеристику критику учреждений и обычаев средневековья, противопоставив им систему новой гуманистической культуры.

Изначально в свет вышла народная книга «О великане Гаргантюа», где остроумно пародировались рыцарские романы. Эта форма изложения послужила Рабле для передачи более глубокого содержания, и в 1532 он выпустил свою книгу о Пантагрюэле, как продолжение народного произведения. Написал он его под псевдонимом Алькофрибас Назье (что является анаграммой его настоящего имени). Шуточные элемент ещё преобладает в книге, но уже проявляются гуманистические тенденции: многочисленные насмешки над схоластической «ученостью» докторов Сорбонны, отголоски древности.

После этого в 1534 Рабле под тем же псевдонимом выпускает начало истории, которое должно заменить собой народную книгу о Гаргантюа. Заимствовал автор лишь немногие моменты из народного произведения (исполинские размеры Гаргантюа и его родителей, как он стаскивал колокола с Нотр-Дам), всё же остальное – плод фантазии Рабле. Фантастика в этой книге уступает место гротескным и нередко гиперболическим, но по сути реальным образам. История воспитания Гаргантюа вскрывает различия между старыми схоластическими и новыми гуманистическими методами в педагогике. Заканчивается первая книга описанием основанного по плану брата Жана Телемского монастыря, сосредоточия разумных культурных наслаждений и абсолютной свободы личности. Гуманистический идеал для Рабле.

Третья книга вышла лишь в 1546 и уже под подлинным именем автора. Книга сильно отличалась от предыдущих. Более того, в более жёстких окружавших Рабле обстоятельствах, он смягчил свою язвительность в переиздании своих книг 1542 года и в третьей обходился уже более сдержанной сатирой.

Краткая редакция четвёртой книги о Пнтагрюэле носит по оговоренным причинам также сдержанный характер, но позже, когда политические бури поутихли, Франсуа Рабле выпускает полную версию этой книги, где даёт себе полную волю в негодовании против королевской власти, поощрявшей религиозный фанатизм и придаёт своей сатире особенно резкий характер.

Пятая книга выходит через девять лет после его смерти в свет выходит книга, названная «Звонкий остров», а через два года является полная пятая книга (в которой «звонкий остров» — лишь начало). По всей вероятности это был черновой набросок Рабле, дополненный кем-то либо из его учеников, либо из его друзей.

Стихия гротеска, наполняющая роман имеет народно-средневековый характер.

Гротескно-комическая струя в романе Рабле выполняет несколько функций:

1)С одной стороны она заманивает читателя, делает некоторые вещи более понятными,

2)А с другой – она наоборот маскирует эти мысли, служит для книги щитом, против нападок цензуры.

Частный случай гротеска – исполинские размеры Гаргантюа и всего его рода в первых двух книгах (начиная с третей, Пантагрюэль принимает нормальный человеческий облик). Но и это заимствование из народной книги о Гаргантюа получает у Рабле новое осмысление. Этот гигантизм – гиперболизированное выражение природных, стихийных влечений человеческой натуры, освобождённое от гнёта средневековых норм.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector