Роман Ф.Рабле как произведение «высокого» Ренессанса. Гуманистические идеи Рабле, их воплощение в романе.

Источниками для создания романа Рабле послужили большей частью фольклорные произведения, отражавшие те или иные стороны феодализма, которые Рабле были подняты на уровень сознательной, систематической критики феодального строя и мировоззрения, которым он противопоставлял систему нового, гуманистического миропонимания.

Рабле зло осмеивает средневековый суд, богословскую метафизику, и религиозный фанатизм.

Различие обучения Гаргантюа вскрывает различия между старыми схоластическими и новыми гуманистическими методами в педагогике. При первом учителе Гаргантюа за 5 лет и 3 месяца выучил азбук так, что наизусть мог говорить её в обратном порядке. Отец же его (Грангузье), видя, что сын его не просто толком не учится, но, что ещё хуже, только тупеет, нанял другого учителя – Понократа (от двух греческих слов, буквально означает «власть труда»). Понократ же позаботился о том, чтобы мальчик не просто заучивал что-то, но осмысленно усваивал.

Разоблачая всю низость и глупость средневековых учреждений, Рабле противопоставляет им новое гуманистическое мировоззрение, для которого в его понимании характерна свобода человеческой личности от всяких уз. В своей педагогической системе Рабле выдвигает принцип равномерного и гармонического развития духовных и физических свойств человека. При чём последнее он ставит немного выше, словно руководствуясь принципом «В здоровом теле – здоровый дух». Земля, плоть, материя – для Рабле основы сущего. Но в конечном счете Рабле требует подчинения физического начала интеллектуальному и моральному.

Основное положение Пантагрюэлизма – Весёлое расположение духа, презирающего случайности судьбы. Жить, ничем не смущаясь и не возмущаясь.

Рабле всячески осмеивает религиозный фанатизм. Всё, что касается католической церкви, подвергается у него осмеянию. Монахов он называет обезьянами, что всюду гадят, за что и получают насмешки и колотушки. Порой антиклерикальные мотивы у Рабле перерастают в антирелигиозные выпады (рассказав о чудесном рождении Гаргантюа через ухо матери, он с насмешкой приводит для сравнения ряд мифологических примеров – насмешка над непорочным зачатием Христа очевидна).

Образ идеального короля, который отражен в письме Грагузье к Гаргантюа, когда напад Пикрохол (Я же не разжигать намерен, но умиротворять; не нападать, но обороняться; не завоёвывать, но защищать свои владения и подданных).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector