Роман Сервантеса «Дон Кихот» как произведение «позднего» Ренессанса. Его национально-историческое своеобразие (самостоятельно по учебнику).

Творчество Сервантеса представляет собой вершину «золотого века». В нём с наибольшей силой выражены гуманистические идеи эпохи, с другой стороны его творчество с исключительной полнотой отражает кризис, переживаемый Испанией в конце 16 века.

В 1605 году вышла первая часть романа Дон Кихот, вторая часть которого увидела свет лишь спустя десять лет (после попытки в 1614 году Авельянеда подделать продолжение романа). Дон Кихот написан Сервантесом на склоне его жизни и является итогом его творческих раздумий.

Дон Кихот (что оговаривается в прологе и заключительных строках романа) был задуман как пародия на рыцарские романы. Главный герой – Дон Киххана – бедный идальго сведённый с ума чтением рыцарских романов, решивший возродить странствующее рыцарство. В романе пародируются все рыцарские обряды (посвящение в рыцари, этикет рыцарского поединка, посылы побеждённых к своей даме сердца, «обожания» её — самобичевание). Все подвиги, совершаемые Дон Кихотом для восстановления справедливости, приводят к противоположным результатам (мальчик, господина которого рыцарь заставляет освободить его и выплатить долг подвергается ещё большим побоям, каторжники, освобождённые им разбегаются и начинают творить новые бесчинства).

Сатира на рыцарские романы в эпоху Возрождения была жанром распространённым, но Сервантес трансформировал этот жанр, углубил ситуацию и усложнил образ главного персонажа. Дал ему жизнь как в бреду, так и в здравом уме, что делает его почти двумя разными персонажами. Сервантес привел своего персонажа к постоянному и многогранному соприкосновению с реальной жизнью.

Автор в своём романе изобразил вечный контраст между идеализмом и материализмом; альтруизмом и эгоизмом. При чём идеализм хоть и оказывается в романе немного прибитым, но внутренне он торжествует.

В Дон Кихоте Сервантес предал осмеянию не только рыцарские романы и манеру их написания, но и саму идею рыцарства. Осмеивая это он боролся со старым феодальным сознанием. Он протестовал против всего мировоззрения правящей верхушки Испании, пытавшейся возродить на новых основах «рыцарские» идеи, и в первую очередь против феодально-католической реакции, поддерживавшей эти идеи. Автор если и высмеивает Дон Кихота, то только его методы, которые действительно нелепы, но в целом роман полон сочувствия к нему. Сервантес всячески подчеркивает высокие нравственные качества, бескорыстие, великодушие, Дон-Кихота, его искреннее желание принести пользу человечеству.

Сервантес гениально уловил основные тенденции и проблемы своей эпохи, обобщив их в образах двух главных героях своего романа.

Значение «Дон Кихота» для дальнейшего развития европейского романа очень велико. Разрушая старый рыцарский роман, Сервантес вместе с тем закладывается основы нового типа романа, означающего огромный шаг вперёд в развитии художественного реализма. Основная черта этого нового типа романа заключается, помимо новой трактовки гуманистического идеала, в том, что правдивая картина народной жизни и судьба центральных персонажей, развертывающаяся на этом фоне, внутренне объединяются и взаимно уравновешивают друг друга, в результате чего подход к действительности становится разносторонним и расширяется в философскую концепцию жизни без какого-либо ущерба для конкретности и живости образов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector